Как cформировать музыкальный вкус

Слушайте новое

Как я писал в первой статье цикла «как музыка помогла мне справиться с депрессией», когда я страдал депрессией, новые и незнакомые мне музыкальные направления помогли мне выйти за рамки старых привычек и узнать о себе много нового. Тогда я стал активно слушать музыку, которую я никогда не понимал, пытаясь постичь ее гармонию, расширить границы своего вкуса.

Но почему еще мне начала нравиться музыка, которая никогда не нравилась? Так случилось, не только потому, что я стал более спокойным и устранил привычные паттерны психических реакций. Так или иначе, любую новую музыку, которая выходит за грани традиций, в которых мы были воспитаны и которые сформировали наш вкус, слушать бывает тяжело и непривычно. Просто потому, что это действительно что-то новое для нас.

И я убежден, что, когда мы начинаем понимать какую-то новую для нас музыку, что-то в нашем мозгу перестраивается. Прежде чем маленький ребенок начнет улавливать взаимосвязи в этом мире, у него должны сформироваться новые связи в мышлении. На первый взгляд ему может казаться, что нет никакой корреляции между тем, что папа перестал ходить на работу и тем, что мама продала свою шубу. Но затем, он узнает новое. И на месте беспорядка появляется цельная картина, сплетенная из причин и следствий.

Точно также появляется вкус к определенной музыкальному произведению: на место кажущегося хаоса приходят гармония и порядок. Например, раньше мне джаз казался какой-то импровизационной кашей. Но, со временем, по мере знакомства с этим направлениям, я стал слышать логику и красоту этой музыки. И для меня стало очевидным, что в моем мозгу произошли изменения, образовались новые связи, позволяющие разглядеть мне какой-то музыкальный смысл там, где я его до этого не видел.

К сожалению, я не могу подкрепить это утверждение никакими научными ссылками, но я думаю, что я не погрешил против истины. Чем как не развитием новых связей в мозгу обуславливается то, что мы начинаем воспринимать то, что до этого не могли воспринять?

Это подводит меня к ответу на вопрос, зачем развивать музыкальный вкус. Это нужно для того, чтобы расширять наш диапазон эмоций, радовать нас открытием новых чувств и ощущений, незнакомых нам, разрушать привычные шаблоны восприятия. Когда я начал изучать новые для меня музыкальные направления, я почувствовал, что для меня открывается целый новый мир звуков. И это для меня было своего рода вызовом: смогу ли я отыскать, то, что находили другие, услышать то, что было недоступно мне раньше?

Как cформировать музыкальный вкус

Развитие музыкального вкуса обогащает наш внутренний мир и чувство прекрасного!

Перед тем как рассказать о развитии вкуса я хочу вас предупредить, что это нужно вовсе не для того, чтобы получить чувство превосходства над теми, кто более искушен в музыке чем вы. Вкус к изысканной музыке не делает вас лучше и умнее тех, кто такую музыку не слушает. Вкус — не повод для проявления снобизма и презрения!

Я думаю, для искушенных меломанов мой список будет дилетантским и поверхностным. Так оно и есть. Про свои музыкальные пристрастия последних нескольких лет я могу сказать, что я просто люблю хорошую музыку, независимо от ее стиля. Несмотря на то, что я всегда тяготел к необычной, странной музыке, я не слушал андеграунд.

Также я редко достаточно глубоко погружался в один музыкальный жанр и не могу прослыть глубоким знатоком, например джаза или техно. Я просто выбирал хороших исполнителей из разных направлений, и, как правило, это были самые известные представители своего жанра. Потому что тактику поиска «великих альбомов», которую я предлагаю вам, я никогда не стеснялся использовать сам, поэтому в мое поле зрения, в основном, попадали самые известные (правда, не всегда в самых широких кругах) исполнители. Начнем мой поверхностный обзор мировой музыки с джаза.

Все альбомы, которые я советую будут выписаны в таком порядке, в каком я рекомендую с ними ознакомиться (от «простых» для восприятия к более «сложным»).

Почему я начал с джаза? Потому, что, на мой взгляд, этот стиль доступен людям разных возрастов и вкусов. Несмотря на то, как я говорил, вкус – это всего-навсего привычка, иногда эта привычка бывает достаточно сильно укоренена в культурном прошлом определенного человека. И эту привычку сложно преодолеть.

Как cформировать музыкальный вкус

Я думаю, моему дедушке было бы сложно найти удовольствие в прослушивании электронных щелчков и скрипов жанра IDM, тогда как мне не принесли бы особого удовольствия ретро-шлягеры (но некоторые мне все же нравятся). Но каким-нибудь альбомом джазмена Майлза Дэвиса, я думаю, мы могли бы насладиться вдвоем.

Так что, если вы никогда не понимали в чем заключается удовольствие слушать импровизацию духовых и клавишных инструментов, наложенных на сбивчивый ритм барабана, то настало самое время понять!

Херби Хэнкок

Первое и самое главное правило развития музыкального вкуса.

Разнообразьте свой ежедневный плейлист. Хватит слушать одно и то же! Тем более, учёные доказали, что многократное прослушивание одной и той же музыки/просмотр фильмов и так далее только вредит вашему мозгу. Слушайте то, с чем вы мало знакомы, будь то нестареющая классическая музыка, ретроспективный инди-рок, фееричный инструментальный хип-хоп или мрачный эмбиент.

(Только русский рэп не слушайте!)

Кавер – замечательный способ взглянуть на песню с другого ракурса, узнать, как бы она звучала в совершенно другом стиле. Я совершенно не понимаю музыки Slipknot, но послушав кавер Ричарда Чиза на песню People equal shit, я нашел её весьма жизненной и содержательной, а также открыл для себя замечательного кавер исполнителя.

Музыкальный вкус зависит от событий в нашей жизни

В качестве вступления расскажем о довольно сомнительном, по причине малой выборки, исследовании российских психологов, результаты которого свидетельствуют о зависимости предпочтения жанров музыки от социального статуса и уровня образования опрошенных. Иными словами, ученые мужи твердо убеждены, что отстающие в обучении дети и подростки в большей мере рискуют оказаться в числе фанатов шансона, чем их достигшие успехов в учебе сверстники. Также была выявлена зависимость предпочтений детей от общественного положения их родителей.

Выводы не носят на себе печать оригинальности и не заслуживали бы нашего внимания, если бы не одна деталь.

В свою очередь, классику и джаз выбирают в основном дети, растущие в благоприятной атмосфере. В первом случае музыка имеет функциональный характер – она играет роль катализатора психической разрядки от накопившихся негативных эмоций; во втором случае музыка ценна сама по себе.

Развитие музыкального вкуса не является сложной наукой, но определенные правила здесь все-таки есть. Начало является достаточно бесхитростным и очевидным. Просто возьмите ту музыку, которую никогда не понимали и начните ее слушать.

Как это сделать? Это не так сложно. Интернет изобилует рейтингами вроде «100 лучших электронных альбомов» или «100 великих произведений классической музыки», «500 лучших альбомов по версии Rolling Stone”. (Или воспользуйтесь социальной сетью Last.fm, это весьма удобно). Во-первых, это облегчит выбор и поиски.

Подходите к прослушиванию музыки более ответственно

Выполняете монотонные действия, не требующие особого внимания и концентрации под Pink Floyd? Или пишете курсовую под Лару Фабиан? Не надо так. Лучше займитесь своим занятием, а музыке уделите отдельное время. Прослушайте целый альбом одного исполнителя от начала и до конца, не перематывая, ознакомьтесь с биографией исполнителя (лишним не будет), послушайте других исполнителей того же жанра, сформируйте свое мнение о них. Представьте на время, что вы – критик, а прослушивание музыки – ваша работа. Уверяю, вам понравится.

Правило 1 – наберитесь терпения

Уверяю вас, дослушать до конца какой-то альбом будет довольно сложно. Не исключено, что, по началу, музыка будет вам даже немного нравится, но через какое-то время наскучит. И тогда вам станет казаться, что вы зря теряете время, так как могли бы заниматься чем-то еще. Вам захочется встать и начать что-то делать.

Как cформировать музыкальный вкус

Это научит вас терпению, концентрации и избавит от стресса.

Правило 2 – избавьтесь от ожиданий

Иногда нам кажется, что то или иное произведение музыкального искусства должно приносить определенные ощущения. Например, мы ждем, что спокойная, плавная, обволакивающая музыка начнет рождать в нас картины космоса, а классическое произведение пробудит в воображении образы древности. Иногда мы просто будем ждать каких-то определенных эмоций, так как наш ум их связывает с музыкой.

Но постарайтесь принимать то, что есть, а не сравнивать ваши ощущения с тем, что «должно быть». Ваши эмоции и ощущения такие, какими являются в данный момент времени. Слово «должны» к ним совершенно не применимо.

Если вы будете постоянно ждать чего-то определенного, то ваш ум начнет беспокоиться, когда заметит, что ожидания не соответствуют реальности, и это будет сильно мешать процессу. Например, вы будете слушать один из самых великих, по мнению критиков, альбомов на Земле, который по достоинству оценили миллионы людей.

music_taste_1

Вместо этого просто расслабьтесь, позвольте чувствам быть такими, какие они есть. И даже если вы ничего не испытываете, то примите и это. Скорее всего, не все приходит с первого раза. Мне потребовалось много раз прослушать определенные альбомы, прежде чем они стали моими любимыми. А может, действительно, эта музыка не для вас. Я говорил, что вкус — это не более чем привычка, но я не говорил, что абсолютно все должно вам нравиться.

Такой подход научит вас принимать свои эмоции такими, какие они есть и не испытывать фрустрацию из-за того, что ваши ожидания не совпадают с реальностью.

Правило 3 – не вешайте ярлыки

Когда вы не получите от композиции ожидаемого удовольствия, вы начнете думать: «мне просто не нравится этот стиль», «я не люблю женский вокал», «эта музыка слишком тяжела/проста/мрачна/скучна для меня», «предыдущий альбом был ничего, а этот какой-то простой».

Избавьтесь от скорых суждений и просто слушайте. Я давно пришёл к выводу, что практически в любой музыке от легкого джаза до металла может быть своя красота, только каждый стиль выражает ее по-разному. Мы привыкаем к определенным музыкальным жанрам и не принимаем другие: мы не слушаем хип-хоп, потому что, нам кажется, что мы просто не способны оценить быстрый речитатив. Или мы не любим тяжелый рок, так как нам не нравится звук гитар и вся эта рок эстетика с длинными волосами и черными костюмами.

Но не стоит рубить с плеча и обобщать. В каждом музыкальном стиле есть свои самородки, безотносительно того, держат ли они в руках гитару, скрипку или запираются на студии в окружении музыкального оборудования. Музыкальные идеи меняются год за годом, появляются новые жанры, а старые исчезают. Это вещи временные.

Это научит вас видеть единство в мнимых противоположностях и находить самое сокровенное и вечное под покровом преходящего.

К этим правилам хочется добавить совет почаще ходить на концерты, в том числе, концерты классической и джазовой музыке. Выберите день когда вместо привычного досуга в баре вы сходите на концерт. Изменение стандартных привычек может быть очень увлекательным!

Обращайте внимание на музыку в кино

Вряд ли вы обращали внимание на музыку в фильмах. Музыка в кино играет огромную роль, она помогает нам более глубоко понимать сюжет фильма, создает атмосферу, которую хотел передать режиссер. Смотря фильм, обратите внимание на музыку, представленную в нем. Иногда благодаря удачно подобранным в кино трекам, можно открыть для себя новых исполнителей, новые жанры, и даже новые фильмы.

Например, благодаря фильму “Социальная сеть”,  я открыл для себя Трента Резнора, который совместно с Аттикусом Россом написал не менее потрясающие саундтреки к фильмам “Девушка с татуировкой дракона” и “Исчезнувшая”. Вдобавок, я узнал о группе “Nine Inch Nails”, созданной им. И все вышеперечисленное мне невероятно понравилось и, несомненно, сыграло большую роль в формировании моего музыкального вкуса. Вот такой вот круговорот “годноты” получился.

Заключение

Вот и все. Надеюсь, вам понравился мой маленький обзор. Я не стремился рассказать о всех исполнителях, которых люблю, здесь я привел самых интересных, тех, кто смог изменить мои представления о музыке. И если вам понравилось что-то из моей маленькой подборке, рекомендую также ознакомиться с творчеством следующих исполнителей:

  • Massive Attack (трип-хоп, на самый широкий вкус. Их песни звучат во многих кинофильмах)
  • Tricky
  • Aphex Twin (считается одним из изобретателей IDM. К сожалению не написал о нем, хотя он безусловно заслуживает упоминания. В качестве компенсации за это опущение прилагаю его замечательный трек)
  • Burial
  • Pink Floyd
  • Joy Divison
  • Старуха Мха и другие проекты Романа Сидорова (только для самых психически устойчивых. Сказать что музыка депрессивная и угнетающая – значит ничего не сказать. Слушать осторожно)
  • DJ Krush
  • Ryuichi Sakamoto (замечательный японский пианист)
  • David Sylvian (Мой любимый вокалист. Тоже надо было посвятить отдельный пункт обзора)
  • Aesop Rock (Хип-Хоп кажется вам примитивной и глупой музыкой? Послушайте этого парня!)
  • Dead Can Dance
  • Talking Heads
  • Godspeed You! Black Emperor
  • Radiohead

Также я буду рад, если и вы мне что-то посоветуете в комментариях! Не обещаю, что прослушаю скоро, так как в очереди у меня стоят еще много разных исполнителей!

Анализируйте музыку

Пытайтесь произвести анализ прослушанных вами композиций. Подумайте насчет партий инструментов. Что вам понравилось, а что нет? Как вам соло гитариста? А брейк барабанщика? Обсудите музыку с друзьями, спросите их мнение. Сравните прослушанное с другими композициями жанра. Благодаря анализу вы начнете разбираться в музыке и сформируете хороший вкус.

Ну и конечно, не ограничивайтесь только потреблением аудиоискусства. Играйте на музыкальных  инструментах и сочиняйте свою музыку!

Музыка – универсальный язык всего человечества. Давайте же слушать только хорошую музыку и совершенствовать музыкальный вкус. И главное помните: музыка –  полет души, а не интеллектуальная мастурбация!

Превью: Depositphotos

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейный портал