Как делать морфологический разбор имени существительного

Признаки существительного

Грамматические свойства ИС, присущие конкретному слову, являются отправной точкой для анализа. В зависимости от способности меняться под действием контекста и других членов предложения или элементов словосочетания, признаки ИС бывают постоянными и изменяющимися.

Постоянные

К постоянным относятся разряды, которые характеризуют част речи по отношению называния единственного в своем роде предмета, события, явления или одного из группы подобных: собственные и нарицательные. Собственные в письменной речи оформляются заглавной буквой и по значению служат в качестве названия единичного предмета, при необходимости заключаются в кавычки, например: Евгений Онегин, журнал «Костёр», День радио. Все остальные случаи образуют группу нарицательных предметов.

https://www.youtube.com/watch?v=dTTI4y5f5jE

Разряды, определяющие одушевлённость и неодушевлённость. Одушевлённые отвечают на вопрос Кто?, например: человек, собака, шофер, конь, брат, чайка.

Неодушевлённые – остальные существительные, обозначающие неживые предметы и явления, к которым задают вопрос Что?, например: озеро, счастье, планета, дерево, ненастье, гора, суп.

В 7 классе не рассматривают разряды нарицательныз имен, связанные с группами вещественных (соль, кислород), отвлечённых (отвага, вражда), собирательных (народ, старьё, люди), конктерных (подушка, цветок, пчела) существительных. При определении разрядов таких слов могут возникнуть затруднения.

Род является постоянным признаком. Соотнеся ИС с личным местоимением он, она, оно, можно определить родовую принадлежность к мужскому, женскому, среднему роду. В начальном звене обучения определение рода делается по рядом стоящему прилагательному. Пример: любимый папа. Папа (какой?) любимый (мужской род).

По роду и окончанию в начальной форме пределяется склонение существительного: первое, второе, третье. Также бывают несклоняемые, разносклоняемые ИС. Есть группы слов, которые не вписываются в общие правила: такие ИС всегда стоят только во множественном числе (сани, ворота, дрожжи).

Непостоянные

Как делать морфологический разбор имени существительного в 7 классе

К непостоянным признакам ИС относятся число, падеж. Большинство имен нарицательных могут стоять в единственном и во множественном числе. Если предмет может употребляться только в одной числовой форме, то такой признак относится к постоянным. Еще одна задача, которую потебуется решить, чтобы разобрать морфологические свойства ИС, – определить падеж.

Синтаксическая роль

Хотя в буквальном понимании определение членов предложения к морфологии не относится, каждая часть речи имеет свой набор синтаксических функций. В этом плане существительное отличается универсальностью. В именительном падеже оно может быть подлежащим или сказуемым. В косвенных выражаются остальные члены предложения: обстоятельство, определение, дополнение.

Общее представление

Существительное относится к изменяемым частям речи. Имеет число, род, склоняется по падежам. При морфологическом разборе нужно обращать внимание на то, что есть постоянные и непостоянные признаки существительного. Также нужно учитывать, что в составе предложения имя существительное может иметь разную синтаксическую и семантическую роль.

Чтобы понять, что собой представляет та или иная изучаемая часть речи, нужно изучить ее морфологические признаки.

  1. Предмет. Каждое существительное имеет общий и первичный смысл.
  2. В зависимости от падежа, можно поставить различные вопросы (например, кого? чего?).
  3. Начальной формой является именительный падеж, единственное число.
  4. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Существительное может быть одушевленным и неодушевленным, нарицательным или собственным. Также имеет род, число, склонение и изменяется по падежам.
  5. В предложении существительному назначается определенная синтаксическая роль. Оно способно выступать в качестве подлежащего, дополнения, несогласованного определения, обстоятельства, приложения, именной части сказуемого.

Образец морфологического разбора

По правилам школьной грамматики, во время морфологического разбора имени существительного нужно правильно определять неизменные свойства и формальные особенности слова. План поможет сделать работу упорядоченно и полно:

  1. Указать часть речи, логически обосновать вывод.
  2. Указать начальную форму (именительный падеж единственного числа, если у данного существительного есть такая форма). Выделить и охарактеризовать постоянные признаки. Исходя из формы ИС, указанной в задании, определить точную форму слова.
  3. С учетом данных, полученных при выполнении предыдущих двух пунктов, назвать синтаксическую функцию ИС.

Чтобы стало понятно, о чём идет речь, ниже приведен морфологический разбор слова «тишина» (5 класс).

Как делать морфологический разбор имени существительного

В этом предложении 2 имени существительных —

. Проведем их морфологический разбор по вышеприведенной схеме.

  1. Слово «тишина» является существительным. Отвечает на вопрос «что это?».
  2. В тексте используется в именительном падеже в единственном числе — тишина.
  3. Постоянные признаки: неодушевленное (относится к предметам неживой природы), нарицательное (однородное), жен. род (гнетущая тишина), 1 склонение.
  4. Непостоянные признаки: единственное число и именительный падеж.
  5. В структуре предложения — подлежащее, так как участвует непосредственно в обозначенном действии и согласовано со сказуемым.
  1. Существительное. Отвечает на вопрос: «что переполняла?».
  2. Именительный падеж — комната, единственное число.
  3. Является неодушевленным, нарицательным, жен. род, 1 склонение.
  4. В винительном падеже.
  5. В структуре предложения является второстепенным членом (дополнением).

Последовательность изучения существительного

Морфологический разбор представляет собой полную грамматическую характеристику формы, которую имеет существительное в составе предложения. В процессе изучения нужно определить изменяемые и постоянные признаки, а также синтаксическую роль в конкретном словосочетании или предложении.

Морфологический разбор бывает как письменным, так и устным.

  1. Какое значение имеет? Какой вопрос можно к нему поставить?
  2. В каком первоначальном виде существует?
  3. Какие постоянные признаки имеются у этой части речи? Является ли существительное неодушевленным или одушевленным, нарицательным или собственным? Какой род имеет? Какое склонение?
  4. Есть ли изменчивые признаки? В каком падеже используется в составе словосочетания?
  5. В предложении ему присуща главная или второстепенная роль?

План морфологического разбора существительного

Анализ должен выполняться учеником в устной и письменной форме. Устный анализ включает полную цепочку рассуждений, поиск правильного ответа и вывод. Запись такого разбора будет включать только выводы с использованием сокращений.

Устный разбор

В качестве образца устного анализа приведем ИС в предложении:

  • Вековые деревья колышутся ветром.

Пример морфологического разбора слова «деревья».

О чем идет речь в предложении? О деревьях. Обозначает предмет, отвечает на вопрос Что?. Это имя существительное.

Как делать морфологический разбор имени существительного в 7 классе

Начальная форма (им.п. ед.ч.) – дерево. Постоянные морфологические признаки: нарицательное (это один предмет из ряда одинаковых), неодушевлённое (показатель – вопрос Что?, совпадающий в Им. и В.п.) , существительное среднего рода, 2 склонения. Непостоянные: стоит в именительном падеже (колышутся кто? что? – вопросы Им.п.

Письменный разбор

При письменном анализе возможно сокращение слов. Делать такое оформление рекомендуется школьной грамматикой.

Деревья – (что?) предмет, имя сущ.Нач.ф. – дерево. Пост.приз.: нариц., неодуш., ср.р., 2 скл. Непост. пр.: им.п., множ. ч.Подлежащее.

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Падеж имен существительных

Склонение имен существительных

Морфологический разбор имени существительного

Части речи

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Как делать морфологический разбор имени существительного в 7 классе

Предлог

Морфология и морфологический разбор

Закрепление материала: практика

Чтобы лучше получалось, нужно выполнять как можно больше упражнений, изучать наглядные примеры. Сложного в этом ничего нет. Описывать имеющиеся существительные будем кратко, используя письменный вид морфологического анализа. Теория без практики бесполезна!

  1. Дикий гусь летел на цветущую поляну быстрее ветра.
  2. Над рекой кружился воробей.
  3. На составление плана воспитания вредного кота Васьки нужно обязательно выделить время .
  4. Язык может поставить человека на колени.
  5. Летом, в начале июня, цветущие тополя сбрасывают пух, что может вызвать чихание как у ребенка, так и у взрослого.
  6. В памятке в основном говорилось: чтобы открыть ставень, нужно вытянуть удерживающий ее штырь.
  7. В лесу было озеро, к которому на водопой приходили различные звери.
  8. Когда взошел месяц, стало легче разобрать буквы в смятой записке, зажатой в потной ладошке.
  9. Чтобы получить признание в какой-либо сфере жизни, нужно потрудиться. Никто не принесёт это на тарелочке!
  10. Друг, тебе поручение: надевай безрукавку и иди наводить порядок в огороде!
  11. После восстания Донецкая область развалилась на две части.
  12. Используй циркуль, чтобы начертить круг!
  13. О том, насколько тернист путь к знаниям, понимали еще в Киевской Руси, когда много было бедных и безграмотных, и мало кто умел читать и писать.
  1. Все они существительные, к ним можно поставить конкретные вопросы (например, кто летел? быстрее чего?).
  2. Именительный падеж и единственное число подчеркнутых слов следующие: гусь, поляна, ветер, река, воробей, план, воспитание, кот, Васька, время, язык, человек, колено, лето, июнь, тополь, пух, чихание, ребенок, памятка, ставень, штырь, лес, озеро, водопой, месяц, буква, записка, ладошка, признание, сфера, жизнь, тарелочка, друг, поручение, безрукавка, порядок, огород, восстание, область, часть, циркуль, круг, путь, знания, Русь.
  3. В основном все существительные — неодушевленные и нарицательные. К собственным относятся Васька и Русь. К одушевленным — гусь, воробей, кот, человек, ребенок.
  4. Все выделенные слова — различного рода (встречаются как женского, мужского, так и среднего).
  5. В предложении существительные стоят в винительном падеже (большая часть), родительном, предложном и именительном.
  6. Имеется несколько подлежащих (гусь, воробей, язык, тополя, озеро, звери, путь). Остальные существительные являются второстепенными членами предложения (дополнениями и обстоятельствами).

Для лучшего понимания,

  1. Существительное. Отвечает на вопрос: «кто летел?»
  2. Именительный падеж — гусь.
  3. Одушевленное, нарицательное, мужской род, второе склонение.
  4. В именительном падеже.
  5. Является подлежащим.
  1. Куда летел?
  2. Поляна
  3. Неодушевленное, нарицательное, женский род, второе склонение.
  4. Винительный падеж.
  5. Обстоятельство.
  1. Быстрее чего?
  2. Ветер.
  3. Неодушевленное, мужской род, не является собственным, второе склонение.
  4. Родительный.
  5. Дополнение.

Не нужно быть лингвистом, чтобы разобраться, что к чему. Достаточно уметь пользоваться персональным компьютером, чтобы получить доступ ко всей нужной информации.

1 класс

Упражнение 65,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 66,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 71,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 115,
Полякова, Учебник

2 класс

Упражнение 131,
Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 76,
Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 2,
Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 50,
Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 160,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 219,
Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 10,
Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 11,
Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 72,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 3,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс

Как делать морфологический разбор имени существительного в 7 классе

Упражнение 9,
Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 6,
Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 58,
Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 33,
Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 105,
Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 73,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 2,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 7,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

4 класс

Упражнение 100,
Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 143,
Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 135,
Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 46,
Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Имя существительное

Упражнение 182,
Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 39,
Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 131,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 197,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 72,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

6 класс

Упражнение 84,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 96,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 97,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейный портал