Препараты для лечения неврозов: самые эффективные таблетки

Причины возникновения неврозов у детей

В современном мире много поводов для стрессов, но не все люди им поддаются — всё зависит от устойчивости нервной системы. Иногда такая ситуация выглядит обманчиво: вдруг человек с крепкими нервами и железным здоровьем заболевает серьёзными психическими расстройствами, которые сложно вылечить.

Часто случается и по-другому: человек волнуется из-за любого пустяка и принимает успокоительные препараты при неврозах якобы для профилактики. Обе позиции неправильны: нельзя равнодушно относиться к своей нервной системе, но и бесконтрольно употреблять лекарственные средства не следует.

Медикаментозное лечение должно проходить под грамотным руководством врача.

Под неврозом понимают нарушение нормального функционирования нервной системы, что характеризуется рядом симптомов:

  • повторение одних и тех ритуалов, действий;
  • навязчивые мысли;
  • различные фобии;
  • панические атаки;
  • раздражительность;
  • чрезмерная утомляемость;
  • снижение концентрации внимания;
  • постоянная тревога;
  • бессонница;
  • резкие перемены в настроении;
  • острая реакция на шумы или запахи.

Неврозы возникают не у всех. Им подвержены те, кто в течение долгого времени находится в состоянии стресса, депрессии, психотравмирующей ситуации, переносит большие физические нагрузки. В зоне риска также те, кто не умеет контролировать свои эмоции, сильно подвержен влиянию других людей. Они бывают у взрослых и у детей, у занятых на тяжёлых работах и у безработных.

Часто, но не всегда и не у всех, неврозы сопровождаются симптомами поражения различных систем и органов.

  1. Головная боль часто указывает на вегетососудистую дистонию.
  2. Аритмия, тахикардия.
  3. Сбои артериального давления.
  4. Проблемы в функционировании сердечно-сосудистой системы.
  5. Сбои в работе пищеварительной системы.

Эти симптомы могут возникнуть и позже, при прогрессировании невроза. В каждом конкретном случае ситуацию нужно оценивать индивидуально. Лучше, чтобы это сделал врач. Желательно провести полное обследование организма для исключения других болезней или обострения хронических. Без должного лечения неврозы могут стать постоянными или преобразоваться в серьёзные психические отклонения.

Любому лечению должна предшествовать тщательная диагностика, не являются исключением и невротические состояния. Пациенту следует сдать анализ крови, сделать ЭКГ, посетить терапевта, кардиолога, эндокринолога, невролога и психиатра.

Психиатр или психотерапевт должны составить план лечения, выбрать наиболее подходящую методику:

  • убеждение — нужно изменить отрицательное отношение пациента к окружающей действительности с помощью веских доводов;
  • внушение — повлиять на сознание пациента через гипноз или благодаря использованию специальных препаратов;
  • самовнушение — научить пациента приёмам, позволяющим не реагировать на неприятные ситуации извне.

Наряду с психотерапией, лечение невроза проводится медикаментозно. Часто прием лекарств — единственный способ лечения. Больному надо знать несколько правил:

  • может понадобиться много препаратов, пугаться этого не стоит;
  • для полноты картины пациент должен быть абсолютно откровенен с врачом, рассказывая о своих ощущениях, чтобы вовремя выяснить возможные противопоказания;
  • нужно настроиться на продолжительную медикаментозную терапию, которая может растянуться на год.

Помимо неукоснительного соблюдения рекомендаций докторов, необходимо позаботиться о продолжительном сне, полноценно отдыхать, не пренебрегать физической активностью, правильно питаться, попить витамины.

Для лечения невроза используются различные препараты, их можно объединить в несколько групп:

  • транквилизаторы;
  • антидепрессанты;
  • ноотропные препараты;
  • нейролептики;
  • седативные средства.

Каждый из этих видов имеет свои побочные эффекты, поэтому принимать их нужно после консультации с врачом.

Транквилизаторы

Самыми сильными средствами от невроза являются транквилизаторы. Их применяют, когда процесс зашёл далеко, и наблюдаются сильные приступы.

Транквилизаторы снимают острую тревогу, нейтрализуют страх, помогают противостоять паническим атакам, победить депрессию. Они дают возможность расслабиться, погрузиться в спокойный сон.

Препараты для лечения неврозов: самые эффективные таблетки

Компоненты таблеток оказывают подавляющее действие на отделы головного мозга, отвечающие за эмоциональную сферу. Транквилизаторы противопоказаны детям, беременным и кормящим женщинам.

Популярными транквилизаторами являются:

  • Феназепам;
  • Бромазепам;
  • Диазепам;
  • Нитразепам;
  • Афобазол;
  • Атаракс;
  • Триазолам;
  • Мебутамат.

Транквилизаторы бывают не только в форме таблеток, но и в виде уколов. Самый распространённый препарат — Сибазон, дозу которого должен тщательно рассчитать врач. Также нередко используются инъекции Амизила, но он обладает целым рядом противопоказаний.

Антидепрессанты

Сейчас многие обыватели не брезгуют антидепрессантами при неврозах, не выяснив, подходят они им или нет. Общее их действие — борьба с депрессиями и навязчивыми мыслями, стимуляция нервной системы, улучшение психоэмоционального состояния, устранение вегетативных проявлений. В качестве общего недостатка антидепрессантов можно назвать привыкание при длительном приёме.

Хотя антидепрессанты — самое лучшее средство от неврозов, нужно учитывать индивидуальные особенности человека и каждого препарата.

Среди известных антидепрессантов:

  • Амитриптилин — вначале от него может клонить в сон, потому что он действует седативно, но затем уходит тревожность, принимать его нужно осторожно людям, имеющим проблемы с глазами, и мужчинам с простатитом;
  • Имизин — эффективное лекарство, но предполагает осторожный приём, если у пациента больные почки или есть сердечно-сосудистые нарушения;
  • Флуоксетин;
  • Феварин;
  • Азафен;
  • Рексетин.

Часто невроз лечат ноотропными препаратами. Они подходят, когда наблюдается начальная стадия невроза. Их положительное действие на мозг и психику очевидно:

  • уменьшается восприимчивость раздражающих факторов из внешнего мира;
  • улучшается интеллектуальная деятельность благодаря насыщению мозга кислородом;
  • нормализуется память;
  • повышается концентрация внимания;
  • уходит апатия.
  • Ноотропы полезны, но существует ряд противопоказаний для больных с почечной и печёночной недостаточностью, злокачественными образованиями.
  • Самые известные ноотропы:
  • Актовегин, применяемый инъекциями;
  • Пирацетам;
  • Фезам;
  • Пантоган;
  • Фенибут.

Нейролептики

Корректирует общее состояние организма при неврозе нейролептики. Они снимают напряжение, избавляют от последствий стресса, убирают тревогу. По эффекту они сходны с лекарствами прошлого времени, в которых содержались кофеин и бром. У нейролептиков минимум побочных действий, поэтому их можно использовать вместо транквилизаторов, если состояние пациента удовлетворительное.

Нейролептики в основном выпускаются в виде таблеток:

  • Аминазин;
  • Клозапин;
  • Сонапакс;
  • Меллерил.

Седативные средства

Непосредственно лечебный эффект седативные средства проявляют не всегда, но являются одними из самых предпочтительных лекарств от невроза. Основное действие — успокоительное. Также они способны избавить от тревожности, панических атак, негативных эмоций. Применяются седативные препараты как химического происхождения, так и на растительной основе.

Выделяют группу барбитуратов, действующих успокоительно на нервы, тормозящих центральную нервную систему. К этой группе принадлежат лекарства — Барбамил, Фенобрабитал. Сюда же можно отнести известный многими Глицин. Среди растительных седативных средств:

  • Новопассит;
  • Экстракт и таблетки валерианы;
  • Пустырник;
  • Пассифлора;
  • Фитосед.

Основной фактор, способствующий возникновению неврозов у детей, — затяжной стресс или постоянно повторяющаяся психотравмирующая ситуация. Причём причины такого состояния могут быть обусловлены и внешними событиями, и внутренними переживаниями ребёнка, и проблемами со здоровьем.

Психологические причины:

  • чувствительный, нервный, мнительный тип личности;
  • ошибки воспитания, неблагополучная семья (алкоголики, наркоманы), нехватка родительской любви, физические наказания, постоянные скандалы родителей или их развод;
  • неудачные отношения, постоянные конфликты с окружающими, социальная дезадаптация, склонность к аутизму;
  • чрезмерные нагрузки в школе, множество дополнительных занятий;
  • неудачи в школе, неуспеваемость, авторитарный стиль преподавания;
  • повышенный уровень притязаний и ожиданий к себе и окружающим, низкая самооценка.

Когда на ребёнка постоянно давит какая-то из вышеперечисленных проблем, которую он не может разрешить в течение длительного времени, начинается невроз. Вторая предпосылка — разные, но ежедневные стрессы (вчера двойку получил, сегодня мама несправедливо наказала, завтра надо ехать на соревнования и т. д.).

Биологические факторы:

  • функциональная недостаточность нейромедиаторных или нейрофизиологических систем;
  • слабый иммунитет, постоянные инфекции;
  • врождённые патологии;
  • хронические заболевания.

Выявление провоцирующего фактора является основной частью терапевтического курса, так как без его устранения лечение будет неэффективным.

Даже самые заботливые родители не всегда могут ожидать, с какой стороны придет беда к их ребенку. По мнению специалистов, причины неврозов у детей следует искать в следующих факторах-раздражителях:

  • Наследственная предрасположенность. Генетическая последовательность подразумевает влияние семейного анамнеза на формирование плода и дальнейшее его развитие. Если родители ребенка имели озвученную проблему до его зачатия, то существует определенная вероятность «копирования» данной информации в нервной системе малыша. Специалисты довольно противоречиво относятся к озвученному вопросу, но статистика показывает весьма существенный процент наследственной предрасположенности к неврозам.
  • Модель семейного воспитания. Личность формирует не только социум, но и ближайшее его окружение. Родители ребенка могут выяснять свои отношения при нем настолько бурно, что это со временем становится причиной формирования у малыша или подростка стойкого невроза. Дополнительной опасностью образования данной патологии может стать злоупотребление членами семьи алкогольными напитками. Кроме того, стоит помнить и о таких форматах воспитания, как гиперопека, вседозволенность, двойные стандарты в требованиях у папы и мамы и авторитарность со стороны старшего поколения.
  • Перенесенные заболевания различного плана. Нервная система ребенка находится только в стадии ее формирования. Даже в утробе матери дети могут серьезно пострадать от недостатка подаваемого им кислорода. К тому же острые и хронические инфекции, травмы мозга, онкологические заболевания и рахит в запущенной стадии способны вызвать у них неврозы различных разновидностей.
  • Излишние физические и эмоциональные нагрузки. Специалисты не устают повторять, что всему свой срок. Не стоит лепить с поры самого младенчества из своего любимого чада гения. Некоторые особо ретивые родители стараются определить своего ребенка во все кружки, которые имеются в ближайшем и дальнем расположении. Детский организм при этом подвергается серьезному испытанию, что может привести к одной из разновидностей невроза.
  • Нарушение режима дня. Сон — это неотъемлемая часть функционирования человеческого организма. Следовательно, если данная потребность ребенка не обеспечивается в полной мере, то в дальнейшем это чревато развитием невроза. Далеко не во всех случаях в нестабильном сне у их любимого чада виноваты родители, потому что многое зависит от темперамента их детей. Гиперактивные непоседы после наполненного яркими ощущениями дня долго не могут успокоиться. В итоге они с трудом засыпают, что приводит к нарушению режима.
  • Смена обстановки. В данном случае речь может идти как о смене места жительства, так и о попадании ребенка в новый детский коллектив. Далеко не каждая маленькая личность легко сможет адаптироваться к незнакомой обстановке, где все настораживает и тревожит. К тому же нет гарантии, что в саду или школе прибывшего новичка встретят дружелюбно. В итоге на этой почве у ребенка может развиться невроз, который сформировался из-за постоянного нахождения в состоянии стресса.
  • Появление нового члена семьи. Не каждый малыш или подросток с восторгом примет озвученный факт. В дом могут прийти новые папа или мама, а в браке затем со временем рождается совместный ребенок. К тому же у нового члена семьи уже могут быть дети от предыдущих отношений. Следовательно, после таких перемен приходится делить любовь и внимание родителей. Итог — развившийся невроз и демонстративное поведение в знак протеста.

Симптоматика детского невроза

Подобная проблема редко остается незамеченной для близкого окружения ребенка. Симптомы невроза у детей обычно выглядят следующим образом и должны вызвать нешуточную тревогу у их родителей:

  1. Неконтролируемые приступы страха. При озвученном факторе ребенок может бояться одного явления и спокойно относиться ко всем другим внешним раздражителям. В редких случаях он не озвучивает свои тревоги взрослым, потому что нуждается в их поддержке и защите.
  2. Заикание и вхождение в ступор. Родители особенно должны бить тревогу, если подобные изменения произошли с их ребенком внезапно и без ярко выраженных для этого причин. В данном случае не стоит откладывать визит к детскому психологу и логопеду, которые в кратчайшие сроки способны найти корень зла возникшей патологии.
  3. Необычные мимика и жесты. При неврозе навязчивых состояний можно наблюдать тик, заведение глазных яблок, подрагивание уголков губ у пострадавшего малыша или подростка. Ребенок с озвученной проблемой может непроизвольно подпрыгивать, а также похлопывать себя рукой.
  4. Отсутствие аппетита. Наиболее тревожным фактором всегда является изменение гастрономических пристрастий у бывшего любителя покушать из представителей младшего поколения семьи. Если маленький гурман перестает просить угостить его любимым лакомством, то следует в срочном порядке искать причины подобных перемен.
  5. Повышенная раздражительность. Многие дети изводят своих родителей капризами, жалобами и требованиями. Однако при неврозе подобные показатели значительно зашкаливают, делая из некогда уравновешенного ребенка откровенного истерика.
  6. Отсутствие коммуникабельности. Дети, которые предпочитают одиночество, — крайне редкое явление. Исключительно стопроцентные флегматики могут не любить шумную компанию и веселые забавы. В ином случае попытки ребенка уединиться могут свидетельствовать о развитии у него невроза.
  7. Нарушения сна. Ночью все дети должны крепко спать, если у них нет очевидных проблем со здоровьем. Если родители видят, что у ребенка проблемы с полноценным сном, то можно предполагать наличие у него невроза.
  8. Быстрая утомляемость. Если малыш не является хитрым манипулятором и откровенным лентяем, то стоит задуматься над озвученной проблемой. Причины ее могут касаться не только невроза, но и более серьезных патологий.
  9. Проблемы со здоровьем. Это может выражаться в уже озвученном энурезе, «медвежьей болезни» (энкопрезе), тахикардии, повышении или понижении АД. К перечисленным отклонениям от нормы может добавиться излишняя потливость, нарушение дыхания и снижение памяти.

Заметить у ребёнка невроз могут родители и учителя без специальных диагностических методик. Симптомы отличаются яркими проявлениями.

Психические признаки:

  • постоянно плохое, удручённое состояние вплоть до отчаяния;
  • нерешительность;
  • нежелание общаться с другими, социальная изоляция, стремление к одиночеству;
  • заниженная или завышенная самооценка;
  • повышенный уровень тревожности, чувство постоянного страха, развитие фобий, панические атаки, мнительность;
  • раздражительность, капризность;
  • агрессия, конфликтность;
  • плаксивость;
  • зацикленность на психотравме, навязчивые состояния;
  • обидчивость, ранимость.

Помимо этого, можно заметить признаки астении:

  • быстрая утомляемость;
  • снижение работоспособности;
  • ухудшение памяти;
  • невозможность сконцентрировать внимание;
  • временное снижение IQ;
  • нетерпеливость, неусидчивость;
  • повышенная чувствительность к яркому свету, громким звукам, резким перепадам температуры.

Всё это приводит к проблемам с успеваемостью в школе.

Физические признаки:

  • болевые синдромы разной локализации и силы: головные, сердечные, в области живота.
  • головокружение;
  • проблемы с вестибулярным аппаратом: невозможность удержать равновесие;
  • пищевые расстройства, недоедание или чрезмерный аппетит;
  • невротический энурез и энкопрез;
  • бессонница, ночные кошмары, лунатизм;
  • дефекты речи: трудность в подборе слов, заикание.

Могут также наблюдаться различные вегетативные нарушения:

  • повышенная потливость;
  • учащённое сердцебиение;
  • скачки давления;
  • диспепсические расстройства;
  • нервный кашель.

https://www.youtube.com/watch?v=PgF37tzTi90

У некоторых можно заметить патологические действия невротического характера:

  • онихофагия (грызёт ногти);
  • онанизм или простое подёргивание половых органов (чаще всего мальчики);
  • трихотилломания (выдёргивание волос на голове, ресниц, бровей);
  • ритмичные раскачивания тела.

Особое внимание родители должны уделить жалобам на боль разной локализации. Ребёнок сообщает о том, что у него болит живот, или сердце, или голова, хотя нигде не ударялся, хронических заболеваний не имеет, инфекций не подхватывал. Большинство взрослых склонно игнорировать подобные сетования, объясняя всё детской фантазией и желанием привлечь к себе внимание. На самом деле это может быть один из первых и важных признаков невроза.

Исследования в области психологии утверждают, что в неблагополучных семьях (в которых присутствуют скандалы, физическое насилие, неправильная модель воспитания) у ребят формируется враждебность, озлобленность, недоверие к людям.

Симптомами неврозов у детей являются:

  • новые черты характера;
  • возбудимость;
  • чрезмерная плаксивость;
  • тревожность;
  • замкнутость;
  • изменение мимики;
  • заторможенность;
  • депрессивные состояния;
  • бурная реакция на незначительные внешние раздражители;
  • ступор;
  • агрессия и т. п.

К изменениям, происходящим на уровне соматического здоровья, относятся: снижение памяти, плохая реакция на звуки, свет, сбой ритмов сна, тахикардия, потливость, рассеянное внимание, и т. п.

Если классифицировать симптомы по возрастным критериям, мы будем иметь следующую картину:

  • В первый год жизни и до трех лет наблюдаются сбои соматических и вегетативных функций.
  • В четыре — десять лет наблюдаются сбои психомоторных функций.
  • У ребят от семи до двенадцати лет — сбои аффективных функций.
  • Сбои эмоциональных функций бывает у подростков двенадцати — шестнадцати лет.

Признаки неврозов

О невротическом состоянии навязчивых движений свидетельствуют:

  • необходимость вращать какой-либо предмет в руках (ручка, пуговица)
  • стук пальцами о поверхность;
  • дерганье губой;
  • щелканье пальцами;
  • привычка грызть ногти.

Так, крохи в 2 или 3 года скорей всего будут сосать пальцы, скрежетать зубками, накручивать волосы и т. п.

Невроз страха у детей (тревожный невроз) в большинстве случаев проявляется приступами страха (сильная тревога, паническое состояние, внутреннее напряжение).

Основными симптомами могут быть:

  • учащенный пульс;
  • потливость;
  • затрудненное дыхание;
  • головокружения;
  • бессонница;
  • озноб.

В зависимости от возраста мальчиков и девочек, страхи могут варьироваться. Крохи боятся персонажей мультфильмов, мифических существ, темноты, чужих людей и т. п. У ребят постарше распространены страхи публичного высмеивания, унижения, плохих оценок, строгих учителей, конфликтов с одноклассниками.

Неврастения у детей возникает в результате чрезмерных физических и умственных нагрузок. Причинами могут служить посещение большого количества кружков, большая нагрузка в школе, недосыпание. Основным синдромом является раздражительная слабость.

Также для неврастении характерны:

  • вялость;
  • пассивность;
  • быстрая утомляемость;
  • заторможенность;
  • неусидчивость;
  • сбои механизмов сна.

Довольно часто неврастения возникает на фоне болезней, ослабленного здоровья.

Особенности лечения невроза у детей

Возрастные особенности неврозов у детей во многом обусловлены кризисами 3, 7 и 13 лет.

2 года

В этом возрасте чаще всего диагностируется неврозоподобный синдром на фоне выявленного врождённого или приобретённого хронического заболевания. Что касается непосредственно самого невроза, то он в 2 года может быть обусловлен отлучением от груди или адаптацией к детскому саду.

3 года

Основная причина — возрастной кризис 3 лет. Чаще всего диагностируется истерический. Проявляется невротическим энурезом или заиканием.

4-5 лет

Относительно спокойный период, когда риск невротических реакций минимален. Основной причиной становится либо неблагополучная обстановка дома, либо не совсем удачный переход из младшей группы детсада в среднюю.

Основная причина — возрастной кризис 7 лет. Адаптация к школьной жизни, трудности в общении с одноклассниками, авторитаризм первого учителя, недостаточное внимание со стороны родителей приводят к тому, что ребёнок ничего не ест, плохо спит, часто плачет и отказывается ходить в школу.

8-9 лет

Детские невротические расстройства этого возраста чаще всего связаны с чрезмерными нагрузками. Во 2-3 классе многие родители записывают маленьких школьников в различные кружки и секции. К сожалению, нередко они не учитывают ни физические силы, ни интересы ребёнка.

У подростков

На фоне полового созревания, когда с гормонами справиться всё труднее, любая проблемная ситуация для подростка может обернуться психотравмой. Ощущение мнимой взрослости, неконтролируемые эмоции, первая любовь (часто неразделённая), категоричность суждений — всё это приводит к ежедневным нервным срывам и затяжным стрессам.

Возрастные особенности неврозов у детей и подростков помогают понять причины, спровоцировавшие развитие заболевания, и выбрать правильную тактику лечения.

Статья в тему: Кризисы детского возраста

Препараты для лечения неврозов: самые эффективные таблетки

Думать о будущем своего любимого отпрыска необходимо заранее, а не в момент начала точки невозврата. Родителям тревожных детей следует вовремя задуматься над вопросом, как лечить невроз у ребенка.

Если проблема уже очевидно дала о себе знать, то необходимо обратиться за помощью к врачам. Специалисты в этой области рекомендуют следующие пути разрешения возникшей ситуации с ребенком:

  • Семейная терапия. В основу данной методики положено поэтапное исследование озвученной проблемы. Во-первых, нужно обследовать обстановку, в которой проживает ребенок с неврозом. Это необходимо для того, чтобы поставить общий диагноз на основании совокупности личностных, социальных и психологических параметров относительно конкретной семьи. Во-вторых, необходимо провести общую беседу, в которой будет задействовано ближайшее окружение малыша или подростка. Во время данного мероприятия обычно обговаривается план дальнейших действий, который должен включать в себя общие требования к воспитанию ребенка со стороны родителей и психотерапевта. В-третьих, следует начать занятия по специально разработанной методике, которая включает в себя игры различного формата. Последний этап семейной терапии — совместная работа родителей и ребенка. Если ребенку меньше 6 лет, то будут организованы предметные игры, постройки интересных сооружений и рисование. Более старшим детям и их родителям психотерапевт предложит обсуждение тем на различную тематику.
  • Индивидуальная психотерапия. При данном подходе в разрешении озвученной проблемы используют шесть основных методик, которые отлично себя зарекомендовали. При разъясняющей (рациональной) терапии специалист выясняет причины возникновения психоза у его маленького пациента. Затем он предлагает ребенку обдумать на досуге предложенный им начальный вариант какой-либо ситуативной истории. При арт-терапии дети рисуют и лепят, не осознавая при этом тот факт, что лучше слов раскрывают свои скрытые проблемы. Игровая терапия имеет возрастные ограничения, которые не превышают отметки 10 лет. При создании для ребенка во время озвученного метода «пограничного состояния» у психотерапевта появляется отличный шанс скорректировать выявленную у пациента фобию. Если специалист имеет дело с проблемным подростком, то лучше всего провести с ним аутогенные тренировки. В основу данной методики положено мышечное расслабление ребенка при общем голосовом воздействии на него психотерапевта. При ипохондрии и подростковых проблемах неплохо зарекомендовал себя метод внушения (суггестивная психотерапия). Вся суть данной методики заключается в предложении выпить так называемый препарат плацебо, который является исключительно психологическим приемом для устранения проблемы. В особо сложных случаях может быть использован гипноз, но специалисты крайне сдержанно относятся к этому методу воздействия по отношению к детям.
  • Групповая психотерапия. Формирование подобных «ячеек» необходимо при случаях повышенного эгоцентризма у ребенка с психозом. Обычно в данной ситуации детей распределяют по группам по принципу их возрастного разграничения. Для создания комфортного микроклимата в таких островках детской взаимопомощи организовываются совместные экскурсии по интересным местам. В процессе подобной групповой деятельности ребенок с психозом начинает раскрываться своим сверстникам, делясь своей проблемой и переживаниями.
  • Общение с животными. Очень часто скептики говорят о том, что та же дельфинотерапия не нашла поддержку ни в одной серьезной медицинской организации. Модная в последнее время иппотерапия (лечение невроза при контакте ребенка с лошадьми) также вызывает сомнение у многих специалистов. Однако факт остается фактом: некоторые дети после подобных нетрадиционных методик чувствуют себя гораздо лучше и отлично начинают адаптироваться по отношению к социуму.

При необходимости применить озвученный метод лечения своего ребенка следует срочно обратиться за помощью к специалисту. После обследования маленького пациента врач может назначить следующие средства для устранения возникшей проблемы:

  1. Препараты для общего укрепления организма. В данном случае стоит попробовать применить витамины (группы С и В) и препараты калия. Настойка китайского лимонника довольно эффективно стимулирует центральную нервную систему ребенка, поэтому часто применяется при детском неврозе. При умственном и физическом перенапряжении специалист может посоветовать использование настойки заманихи.
  2. Фитотерапия. Хвойные ванны — идеальный способ расслабления ребенка при ярко выраженном нервном состоянии. Пустырник и валериана также придут на помощь малышу или подростку, если он не может успокоиться или заснуть. При слабом иммунитете и нестабильном эмоциональном состоянии отлично помогает золотой корень, который приведет в порядок нервную систему ребенка.
  3. Препараты ноотропного типа. В данном случае речь пойдет о назначении таких препаратов, как Пирацетам и Ноотропил. Данные лекарственные средства благотворно воздействуют на регуляцию кровообращения мозга и способствуют утилизации глюкозы из него. Лечебный эффект от подобных препаратов заключается в том, что они улучшают у ребенка процессы восприятия информации и ускоряют дальнейшую ее переработку.
  4. Антидепрессанты. Следует сразу отметить тот факт, что подобное медикаментозное вмешательство в детский организм может свести на «нет» уже проводимую на данный момент психотерапию. Назначают их при ярко выраженной гиперактивности маленького пациента, но происходить озвученный процесс должен строго под контролем врача. При повышенной возбудимости специалист может назначить Сонопакс, а при гиперстеническом синдроме — Элениум и Эуноктин. Транквилизаторы при гипостении назначаются в виде Седуксена и Триоксазина, которые без рекомендаций врача также принимать запрещается.

Группа риска возникновения детского невроза

Существуют также такие признаки характеризующие детский невроз, как заикание и энурез.

Заикание

Заикание обычно наблюдается у маленьких детей (от 3 до 4 лет в период активного становления речи). Связан этот недуг с судорогами мышц, участвующих в речевом процессе. Сильный испуг или же другая травма психики служит причиной возникновения заикания.

Также большую роль играет наследственность и предрасположенность к речевым патологиям. Именно невротическое заикание вызывается сильным волнением или переживанием, иногда в сопровождении лицевых тиков. Бывают также случаи отсутствия речи после состояния сильного шока (так называемая реакция аффекта) с последующим развитием заикания.

Энурез

Энурез является одним из видов психических расстройств в случае, если наблюдается взаимосвязь психической травмы и недержания мочи. Развитие этой болезни начинается со сбоев механизмов сна (сбой биохимических процессов, отвечающих за начало и течение сна).

Энурез может появиться под влиянием выраженной зависимости от дискомфортной обстановки (посещение детского сада, интерната). Причем временное отсутствие травмирующих психику условий приводит к уменьшению частоты неконтролируемых мочеиспусканий или же к полному исчезновению.

Истерия

Истерия характеризуется появлением переменчивого непостоянного настроения, эгоизма и эгоцентризма, повышенной чувствительности.

Предпосылкой для возникновения истерии считаются ошибки родителей в вопросе воспитания (чрезмерное проявление любви и заботы к своему чаду, беспрекословное выполнение всех его желаний, требований и т. д.).

Независимо от возраста, истерические припадки происходят в присутствии взрослых. Именно таким образом юный диктатор привлекает к себе внимание. Истерия более характерна для мальчиков и девочек, привыкших быть в центре внимания.

Детки помладше выражают свои протесты путем:

  • плача;
  • крика;
  • драки;
  • крушение или бросание предметов.

Что касается школьников, то тут преобладают:

  • нарочитая театральность истерик;
  • склонность к преувеличению болезненных расстройств;
  • желание вызвать сочувствие у окружающих;
  • повышенные требования к родным и близким;
  • появление заболеваний соматического характера (жалобы на боли головы или сердца, которые не проходят после приема лекарств).

Нервная анорексия (пищевое психическое расстройство) проявляется отказом от пищи, рвотой при поступлении пищи в желудок. Причинами отсутствия аппетита бывают перекормы, насильственные кормления.

Это ведет к формированию отвращения к еде. Отсутствие аппетита порой сигнализирует о возможном наличии переживаний или проблем.

  1. Возраст 2-5 и 7 лет. Врачи уверены, что именно этот период развития ребенка является началом возникновения невроза. Подобные выводы они основывают на том, что маленькая личность еще не сформировалась, и ее сознание не впитало в себя какой-либо существенный жизненный опыт. Начинается озвученный патологический процесс с невротических реакций, которые в дальнейшем по мере взросления перерастают в стойкое невротическое состояние.
  2. Ребенок с «Я-позицией». Некоторые дети не поддаются корректировке в плане воспитания со стороны родителей и педагогов. Эти прирожденные лидеры активно высказывают свое мнение по поводу всего, что происходит вокруг них. Любое ограничение их желаний они воспринимают с бурным протестом, после чего бывают наказаны родителями. После решительного отпора со стороны взрослых у ребенка с «Я-позицией» может сформироваться невроз.
  3. Соматически ослабленные дети. С таких маленьких «мучеников» взрослые в буквальном смысле сдувают пылинки. Ограждая свое болезненное чадо практически от всего вокруг, родители оказывают ему в конечном итоге так называемую «медвежью услугу». Ребенок начинает чувствовать себя полностью неприспособленным к социуму, что приводит в дальнейшем к формированию у него невроза.
  4. Эмоционально неустойчивые дети. В этом случае они будут излишне бурно реагировать на любую житейскую неприятность или замечание от кого-либо. Ребенок с нестабильной нервной системой старается достучаться до своих родителей, если не получает от них достаточное количество внимания и ласки. При игнорировании таких жестов отчаяния у него появляется уверенность, что его не любят и не ценят. Итог — развитие всевозможных фобий и страхов различного характера.
  5. Дети в ситуации SOS. Любой стресс способен запустить механизм развития озвученной патологии. Жестокое обращение родителей, травля в саду или школе, насилие любого рода со стороны посторонних людей, смерть близкого человека или любимого животного — все это может стать причиной возникновения у ребенка невроза. В некоторых случаях ему достаточно оказаться просто свидетелем какого-либо трагического события, чтобы получить серьезную эмоциональную травму.
  6. Воспитанники специальных учреждений. Ребенок из асоциальной семьи или сирота попадает в интернат или детский дом. Уже изначально для него это является стрессовой ситуацией, потому что он автоматически лишается любви и заботы родителей. Не всегда детский коллектив подобных учреждений позиционируется как дружная и сплоченная команда. В итоге у ребенка развивается описываемая патология, которую педагоги подобных заведений замечают не сразу.

Как уже было сказано, под данным понятием подразумевается множество расстройств психического плана, имеющих свойство обратимости.

Специалисты после тщательного анализа составили классификацию озвученной проблемы, которая выглядит следующим образом:

  • Невроз страха. В данном случае все зависит от возраста ребенка, который на определенных этапах своего развития реагирует на внешние раздражители по-разному. Дети до 6 лет обычно боятся темноты, одиночества и монстров, которыми так щедро снабжает население киноиндустрия. Взрослые, чтобы скорректировать поведение своих чад, очень часто сами искусственно создают у них невротическое состояние. В ход при этом идут всевозможные страшилки о злом незнакомце, который придет и заберет непоседу. Фантазия родителей со временем набирает обороты, а малыш получает невроз страха, который контролировать не в состоянии. Дети после 6 лет иногда испытывают крайне негативные эмоции при боязни получить плохую отметку. К тому же хулиганы более старшего возраста могут третировать в стенах учебного заведения учеников начальных классов.
  • Невроз навязчивого состояния. В основу такой патологии обычно заложена тревожная мнительность, сформировавшаяся у ребенка по определенным причинам. На этом фоне развиваются всевозможные фобии, которые чаще всего сами себе и надуманы маленькой личностью. Выражаться они могут самым различным образом. Иногда дети, сами не осознавая причины подобной боязни, страшатся смерти и всех атрибутов, которые ее сопровождают. Некоторые животные вызывают панику у ребенка с неврозом навязчивого состояния. Боязнь высоты, замкнутого пространства, большого скопления людей, заражения — все это только начало огромного списка детских фобий, который можно продолжать бесконечно.
  • Депрессивный невроз. Следует сразу отметить тот факт, что подобная патология не встречается у малышей, которые еще не способны осуществлять глубокий анализ своих действий. Случается это обычно именно в тот период, когда вчерашние несмышленыши превращаются в парней и девушек. Подростковый депрессивный психоз очень опасен своими последствиями, поэтому родителям надо быть начеку при этапе взросления их детей.
  • Истеричный невроз. Подобные манипуляции обычно производят маленькие махинаторы, которые еще не достигли школьного возраста. Желая добиться заветной цели любой ценой, они устраивают целые спектакли перед благодарной публикой. Довольно часто можно увидеть малыша, который катается по полу магазина и истошно визжит, когда ему не купили игрушку или сладость. Однако проблема невроза начинается только тогда, когда подобное поведение становится нормой и повторяется с завидной регулярностью.
  • Астеничный невроз. Некоторые родители хотят по максимуму загрузить своего ребенка всевозможными курсами, кружками и секциями. Их мнение на этот счет звучит в виде лозунга «пусть времени не останется на глупости и что-то плохое». У ребенка в итоге не остается времени на детство, после чего начинает развиваться астенический невроз.
  • Ипохондрия. При данном определении сразу вспоминается кинофильм «Формула любви», когда молодому и праздному барину был поставлен подобный диагноз. Однако взрослых должен встревожить тот факт, что их ребенок не резвится на игровой площадке, а внимательно изучает «Медицинскую энциклопедию». При этом прочитанное маленький ипохондрик активно озвучивает и примеряет к себе всевозможные болезни из главной для него книги.
  • Логоневроз. Подобное заболевание не может остаться незаметным для взрослых, потому что при нем ребенок заикается. Причины озвученной патологии могут быть самыми различными. Мальчики, которым не исполнилось пять лет, часто не владеют своим речевым аппаратом. Однако логоневроз обычно базируется не на данном факторе, а на стрессовой ситуации, в которую попал ребенок.
  • Сомнамбулизм. Озвученное отклонение от нормы выглядит обычно в виде разговора во сне. Ребенок с трудом засыпает, а затем ведет себя очень беспокойно. При этом он часто просыпается, потому что его нередко мучают кошмары. Высшее проявление сомнамбулизма (лунатизма) — это хождение детей по ночам с непониманием данного факта при пробуждении.
  • Нервная анорексия. Капризы ребенка за столом — нередкое явление, когда он просто не хочет есть предлагаемое ему блюдо. В большинстве случаев дети готовы в огромном количестве поглощать вредную для них пищу и наотрез отказываются от здорового питания. Однако при нервной анорексии все выглядит гораздо плачевнее, потому что неприятие еды проявляется в виде истерик и даже рвотных позывов.
  • Невротический энурез. Недержание мочи может пройти и само собой, когда ребенок начинает взрослеть. Возникнуть он может от каких-либо заболеваний мочеполовой системы или из-за несрабатывания схемы «глубокий сон — отключение сигнала в коре головного мозга при позыве посетить уборную». Неврозом в данном случае считается тот факт, что ночное недержание мочи происходит у ребенка после какой-либо психологической травмы.

Обратите внимание! Источники возникновения детского невроза обычно следует искать в очень раннем возрасте. Довольно небольшой процент подобных расстройств проявляется уже в подростковом возрасте. Следовательно, родителям, работникам детских садов и начальной школы необходимо следить за первыми проявлениями озвученной патологии у своих детей и подопечных.

Диагностика

Невроз — это расстройство психического плана, которое не искажает видение окружающей действительности и обладает свойствами обратимости. Не следует путать данное отклонение от нормы с заболеваниями, сопровождающимися распадом личности (шизофренией, паранойей и различными психозами).

Общая характеристика этой патологии имеет довольно широкий спектр ее расшифровки. Прежде всего речь идет о собирательном названии, которое включает в себя множество нарушений в функционировании нервной деятельности как взрослого человека, так и ребенка.

Сложность четкого обозначения озвученного явления заключается в том, что специалисты не пришли к единому мнению касательно формулировки термина. Однако в медицине принято под диагнозом «невроз» рассматривать расстройства соматической нервной системы, вегетативные дисфункции, фобии различного характера, проблемы эмоционально-мнестического плана, конвульсии на фоне нервного перевозбуждения, обсессию и дистимию.

Для установления правильного диагноза следует обратиться за консультацией к специалисту (психотерапевту или психологу).

Диагностика состоит из нескольких последовательных этапов:

  • опрос близких родственников, участвующих в процессе воспитания, для выяснения психологической обстановки, анализа взаимоотношений, анализа отношений пациента со сверстниками и другими людьми;
  • в процессе игры или других отвлекающих занятий детям задаются ранее подготовленные вопросы;
  • наблюдение за поведением пациента во время спонтанной игры, анализ его рисунков;
  • обследование родителей или других близких родственников, задействованных в воспитательном процессе, анализ ошибок в их поведении;
  • назначение обследований пациенту (допплерография сосудов мозга, электроэнцефалограмма, компьютерная томография);
  • разработка психотерапии.

Детские неврозы требуют своевременной и тщательной диагностики. Первый шаг — обращение к неврологу и педиатру, чтобы исключить органические причины заболевания. Второй шаг — психолог или психотерапевт, которые:

  • из разговора с родителями получают сведения о жизни ребёнка;
  • проводят психологическое тестирование родителей для выявления микроклимата в семье;
  • назначают серию бесед с маленьким пациентом в игровой форме, чтобы определить внутреннее состояние и возможные факторы-провокаторы;
  • создают непринуждённые условия (дают игрушку или бумагу с карандашами) и наблюдают за его деятельностью, анализируют рисунки.

Для подтверждения диагноза может быть проведено психологическое тестирование ребёнка на уровень тревожности. Часто используются проективная диагностика «Выбери нужное лицо» (авторы — Тэммл, Дорки, Амен), тест Филлипса (работает для учащихся 3-7 классов), CMAS (Шкала явной тревожности).

На основании полученных данных устанавливается тип, степень и особенности невроза для назначения правильного лечения.

Профилактика

Чтобы избежать детского невроза, родители должны знать, как проводится его профилактика. Она может быть первичной, когда у ребёнка ещё не было подобного диагноза, но уже появились какие-то предпосылки. Предпринимаемые в её рамках действия должны быть систематическими:

  1. С раннего детства правильно воспитывать в соответствии с возрастными особенностями.
  2. Выбрать единую систему воспитания, которой будут придерживаться все члены семьи и родственники, общающиеся с ребёнком.
  3. Создать благоприятную атмосферу в семье — без криков и скандалов.
  4. Разговаривать с ребёнком по душам, чтобы он мог доверить родителям свои страхи.
  5. Не давать смотреть фильмы ужасов и играть в слишком жестокие компьютерные игры.
  6. Приобщать к здоровому образу жизни.
  7. Хвалить за достижения. Наказывать только за серьёзные проступки и ошибки.
  8. Регулярно проходить врачебные осмотры.
  9. Быть на постоянной связи с воспитателем из детского сада, а впоследствии — с классным руководителем в школе.

Если ребёнка уже лечили от невроза, родители в обязательном порядке должны проводить вторичную профилактику во избежание рецидивов:

  1. Дважды в год водить ребёнка на консультации к психотерапевту для исключения скрытого течения заболевания.
  2. Исключать психотравмирующие ситуации, которые в прошлый раз привели к неврозу.
  3. Следить за соблюдением особой диеты, чтобы в детском рационе отсутствовал кофеин и было больше витаминосодержащих продуктов.
  4. Своевременно лечить любые заболевания.
  5. Исключить у подростков увлечение алкоголем и наркотиками, курение.
  6. Запрещать смотреть фильмы и играть в игры, которые вызывают слишком нездоровый эмоциональный отклик.
  7. Не нагружать ребёнка физической и интеллектуальной работой.

Невроз — хоть и поддающееся лечению, но серьёзное заболевание, доставляющее дискомфорт ребёнку и немало хлопот родителям. Поэтому гораздо проще его предупредить, чем потом избавляться от него.

Немедикаментозные методы лечения

Препараты для лечения неврозов: самые эффективные таблетки

Главный вопрос, волнующий родителей, как лечить невроз у ребенка?

Психотерапия — основной метод лечения заболевания. Характеризуется многосторонним воздействием на психику. Психотерапия направлена на нормализацию взаимоотношений и климата в семье, коррекцию правил воспитания, устранение негативных внутрисемейных факторов. Условно данный вид терапии делится на 3 вида:

  • Семейная — особое значение имеет при лечении маленьких деток. Эффективно устраняет влияние ошибок воспитания. Происходит путем обследование семьи (психологические характеристики, особенности нравов). Психотерапия заключается в семейных беседах или обсуждениях (разговоры с близкими родственниками), совместной терапии. В ходе наблюдения за общением, играми малыша с мамой и папой выявляются возможные конфликты. Главной задачей психотерапевта является построение и реализация модели оптимальных взаимоотношений.
  • Индивидуальная — лечение невроза у детей путем применения рациональной психотерапии, арт-терапии, игровой, внушения, гипноза. Главным принципом рациональной терапии является пояснение врачом пациенту сущность и возможные причины его болезненного состояния, выявление общими усилиями основной источник переживания.
  • Групповая — в зависимости от типа заболевания формируются группы ребят по 4-6 человек. С ними проводят тренинги, игры, организуют походы на экскурсии, в библиотеку. Часто задают домашние задания, которые проверяются и обсуждаются внутри группы. Групповые тренинги обладают большей эффективностью и результативностью, чем индивидуальные. На занятиях достигается максимально расслабляющая обстановка, при которой пациенты раскрепощаются, делятся друг с другом переживаниями, стараются самостоятельно их анализировать.

Арт-терапия

Арт-терапия оказывает благотворное влияние на детей, так как с помощью рисунка ребята смогут разобраться в своих переживаниях. Задача врача заключается в наблюдении за пациентом, составлении мнения об особенностях характера, самооценки, коммуникации.

Игра с терапевтической целью имеет спонтанную и импровизационную форму, благодаря чему пациенты могут свободно выразить эмоции. В такой игре врач создает вымышленные стрессовые ситуации с целью подтолкнуть к самостоятельному выходу из них.

Иногда назначается лечение с помощью контакта с животными (собаки, кошки, лошади). Контакт с дельфинами — самый популярный вид в этой категории.

Лечение неврозов у подростков проводится с помощью методов мышечного расслабления, внушения и гипноза. Путем мышечного расслабления, создаваемого врачом (фантазии пациента на тему приятных воспоминаний, впечатлений, заветных желаний или же представление шума моря, теплых солнечных лучей), происходит уменьшение, даже исчезновение заикания, нервных тиков.

С каждым следующим сеансом уменьшаются симптомы. Внушение проводится в случаях диагностирования у пациента острых психических реакций с целью коррекции поведения. Доктором внушается спокойствие, уверенность в собственных силах, улучшение самочувствия и т. п.

Довольно успешно практикуется косвенное внушение — установка на выздоровление при приеме медикаментов или проведении определенных процедур (т. н. эффект плацебо).

Чем отличается терапия неврозов от лечения психозов?

Основная причина невроза всегда психологическая, поэтому медикаментозное лечение – вспомогательное, оно направлено на коррекцию состояния. Основной же вид лечения – психотерапия. Однако, пациент нуждается в лекарствах, если у него – сильно выраженный невроз: лечение начинается с улучшения состояния, чтобы человек мог сконцентрироваться на работе с психологом.

Невроз – обратимое психическое расстройство, возникающее вследствие длительного и сильного внутреннего напряжения.

Проявления невроза варьируются от головных болей и плохого сна до целого комплекса сложных симптомов – навязчивые мысли, панические атаки, расстройства пищеварения.

Препараты для лечения неврозов: самые эффективные таблетки

Лечение невроза таблетками симптоматическое, медикаменты подбирает невролог, психолог или психиатр индивидуально, в зависимости от симптомов и их выраженности.

Симптомы невроза:

  • аритмия;
  • гипотония;
  • расстройства ЖКТ;
  • гипергидроз;
  • повышенная утомляемость;
  • снижение внимательности;
  • ухудшение памяти;
  • тоскливое настроение;
  • чувство безнадежности;
  • чувствительность к шуму и свету;
  • раздражительность, плаксивость;
  • снижение либидо;
  • бессонница;
  • тревожность;
  • ипохондрия;
  • навязчивые мысли и действия;
  • панические атаки;
  • дереализация;
  • деперсонализация;
  • гипервентиляция легких.

Каждый из этих симптомов снижает качество жизни, мешает общаться, работать и чувствовать себя полноценным членом общества.

А обычно у пациента присутствуют несколько симптомов сразу, которые превращают его жизнь в борьбу со своим телом и умом. Проявления невроза могут снижать и без того низкую самооценку больного, изматывать его.

Поэтому перед работой с психологом нужно медикаментозно облегчить самые тяжелые симптомы, с этой целью и назначаются таблетки от невроза.

Антидепрессанты

Альтернативное название антидепрессантов – тимолептики. Их применяют при неврозах с симптомами депрессии, обычно при неврастеническом неврозе с апатией и низким жизненным тонусом.

Антидепрессанты влияют на количество нейромедиаторов – серотонина, дофамина и норадреналина. У больных со стабильно сниженным настроением они снимают тоску, апатию, вялость, раздражительность, беспокойство, тревогу и напряжение.

После приема антидепрессантов повышается психическая активность пациента, нормализуется аппетит и сон.

Антидепрессанты начинают менять самочувствие больного через полторы — две недели.

Эффект раскрывается постепенно, но в начале лечения таблетками от депрессии часто наблюдается обострение тревожного состояния – может усилиться беспричинное чувство страха.

Поэтому очень важно сохранять контакт с лечащим врачом, и рассказывать об изменениях самочувствия, чтобы вовремя подкорректировать программу лечения, ввести дополнительный препарат или изменить дозу.

При сочетании антидепрессанта с транквилизатором эффект лечения тревожного невроза проявляется с первого дня.

В психиатрии применяются антидепрессанты разной силы для коррекции депрессий от легкой до тяжелой. Так, Венлафаксин является мощным препаратом, им принято лечить тяжелые, затяжные депрессии.

Часто проводится комбинированная терапия несколькими антидепрессантами одновременно.

Транквилизаторы

Транквилизаторы применяются для купирования тревожности, фобий и панических атак. Эта группа медикаментов оказывает расслабляющее действие на мышцы, убирает тревогу и бессонницу. Кроме того, они облегчают навязчивые состояния и ипохондрию. В современной фармакологии под транквилизаторами обычно понимаются анксиолитики – препараты, ослабляющие тревогу, страх.

Некоторые препараты этой группы действуют на психику активизирующе, делают человека более энергичным, убирают заторможенность. Но в основном транквилизаторы оказывают седативное, снотворное, противосудорожное воздействие, а еще снимают излишнюю напряженность мышц. Замечено также стабилизирующее влияние на вегетативную систему.

В своем большинстве транквилизаторы относятся к бензодиазепинам. Список современных анксиолитиков включает в себя Диазепам, Лоразепам, Бромазепам, Хлордеазепоксид, Атаракс, Феназепам, Альпразолам, Фризиум, Оксилидин и Триазолам. Прием транквилизаторов всегда временный, так как эти препараты вызывают привыкание и имеют многочисленные побочные эффекты.

Нейролептики

Другое название этой группы препаратов – антипсихотики. Они уменьшают скорость передачи нервных импульсов, угнетая дофамин (вещество, отвечающее за передачу импульсов в головном мозге). Нейролептики эффективно снижают тревогу, страх, волнение и возбуждение, поэтому их назначают при тревожном и истерическом неврозе.

Препараты для лечения неврозов: самые эффективные таблетки

Делятся на две группы:

  1. Типичные. Сильнодействующие препараты с большим спектром побочных эффектов. Например, Галоперидол, Аминазин.
  2. Атипичные. Современные препараты со сниженной вероятностью побочных эффектов. К ним относятся Кветиапин, Клозапин, Рисполепт и другие.

Нейролептики успешно заменяют такие сильнодействующие препараты, как транквилизаторы, которые нельзя применять длительно. Антипсихотики, в отличие от них, действуют мягко и быстро выводятся из организма. И все же эффект нейролептиков временный: при отмене препарата симптомы возвращаются к пациентам, которые не лечились у психотерапевта.

Ноотропы

Ноотроп – лекарство от невроза на его начальных стадиях. Ноотропы повышают устойчивость мозга к внешним факторам, стимулируют интеллектуальную деятельность, улучшают способность к концентрации, память. Также ноотропы действуют, как слабые антидепрессанты, и помогают снизить апатию, предупредить кислородное голодание тканей мозга, вернуть пациенту энергию для жизни.

Ноотропы содержат в своем составе жирные кислоты, необходимые для деятельности головного мозга, а также могут выводить токсические вещества из организма. Препараты этой группы не используются в стадии обострения невроза, а также при эпилепсии. К ноотропам относятся Пирацетам, Фенибут, Винпоцетин, Фенотропил, Пантогам, Фезам, Циннаризин, Церебролизин.

Витамины назначают при легких обратимых расстройствах психики, как общеукрепляющее средство. Чаще всего применяются витамины группы B, которые необходимы для нормального функционирования нервной системы.

Полезны курсы поливитаминов с минеральными веществами. Заметный успокаивающий эффект имеют препараты с магнием и витамином B6 – Магнелис B6, Магне B6.

Также врач может посоветовать пропить витамины P, E, C, D и Глицин.

При легких неврозах иногда назначаются растительные седативные средства – таблетки и капсулы валерианы, препараты пиона и пустырника, таблетки экстракта пассифлоры (Алора), Дормиплант, Меновален, Ново-пассит, Персен, Релаксил, Седавит, Седаристон, Седасен, Седафитон, Тривалумен. Все они оказывают слабое успокаивающее действие, помогают уснуть, расслабляют, уменьшают тревогу и раздражение.

Посмотрите познавательное популярное видео о седативных препаратах. Узнайте, по какому принципу они действуют, какими бывают и в каких случаях целесообразно их принимать. А также о том, когда легкие седативные препараты назначаются, как дополнительное лечение.

Итак, теперь вы знаете, что от симптомов невроза придумано большое количество лекарств. Надеемся, что после ослабления вегетативных проявлений, тревоги и депрессии у вас хватит силы воли пройти лечение у хорошего психолога. Психотерапия препараты от невроза дают стойкий эффект и возвращают пациента к полноценной и радостной жизни без страха.

  • Невроз представляет собой нарушение состояния нервной системы и сопровождается рядом губительных для здоровья явлений, среди которых – фобии, навязчивые мысли, необоснованные страхи, панические атаки, психоэмоциональное напряжение.
  • Одним из проявлений невроза выступает склонность к совершению таких условных ритуалов, как чрезмерно частое мытье и обработка рук с целью профилактики инфицирования, страх приема пищи в общественных местах во избежание непредвиденных ситуаций, желание изолироваться даже от близких друзей.
  • Поведенческий фактор становится основанием для того, чтобы начать принимать, как минимум, таблетки от невроза: это поможет снять напряжение и психоэмоциональный гипертонус, позволит нормализовать сон и изменить линию мышления.

Правильно подобранные препараты помогают улучшить психоэмоциональный гипертонус

  1. Заболевание разрушает целостность личности человека – он лишен возможности спокойно пребывать в социуме, и патология, по мере своего прогрессирования, становится первопричиной физических нарушений.
  2. Медикаментозное лечение невроза в этом случае купирует непосредственно паническую атаку, чем и предотвращает развитие патологий органов и систем.
  3. Человека, страдающего неврозом, беспокоят симптомы, классифицируемые по следующим группам:
  • Нарушения со стороны сердечно – сосудистой системы. В проекции сердца отмечаются боли; пульс учащен; происходит повышение уровня артериального давления; выброс крови осуществляется с неравным промежутком времени; человек испытывает ощущение нехватки воздуха, у него возникает необходимость сделать дополнительный вдох.
  • Неврологические нарушения. Пациента с неврозом беспокоят парестезии – мнимое ощущение мурашек на теле; возникает онемение конечностей; наблюдаются головокружения; головные боли, часто напоминающие мигрень; бессонница.
  • Гастроэнтерологические нарушения. Невроз всегда отражается на состоянии пищеварительного тракта – изменяется не только функциональная деятельность его органов, но и в некоторых отдельных случаях — состояние структуры. Возникает сухость слизистых оболочек полости рта, диспепсические расстройства, выражающиеся в приступах тошноты (практически всегда она завершается рвотой), диарее, болевом синдроме.

Степень проявления телесных нарушений у разных пациентов варьируется.

Если пациент (или его родственники) обратились за квалифицированной медицинской помощью в тот момент, когда заболевание уже находилось в запущенном состоянии, специалист назначает препараты от невроза, которые по принципу своего воздействия и спектру обеспечивающего терапевтического эффекта, условно разделяются на четыре категории:

  • антидепрессанты,
  • транквилизаторы,
  • нейролептики и ноотропы.

Арт-терапия

Лечение неврозов у детей и подростков

Кроме психотерапии лечение неврозов у детей и подростков требует оздо­ровления жизненных условий — гигиена, необходимый отдых, чередование интеллектуальных и физических нагрузок. Большое значение имеют занятия спортом. Начинать желательно с бега, велосипеда, гимнастики, лыж, прыжков и со временем перейти к спортивным играм.

Терапия неврозов у подростков проводится амбулаторно или с применением частичной госпитализации. Лечение подростков в стационаре нерационально — они должны продолжать обучение.

Организация отделений санаторного характера для под­ростков оправдана, если нахождение в них совмещается с продолжением обучения. Профилактика неврозов у подростков, кроме общего оздоровительного режима, заключается в том, чтобы обучить их избегать воздействия тех психогенных причин, которые являются факторами тревожного состояния. Большое значение имеет обстановка в семье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейный портал