Кризис подросткового возраста — психология, причины и преодоление проблем

Основные психологические причины личностного кризиса

В психологии личностный кризис рассматривается как событие, нарушающее нормальное течение жизни, когда возникает сильное психоэмоциональное напряжение, а душа становится ранимой. Факторы, провоцирующие такие процессы, могут быть внешними и внутренними. 

К внутренним факторам личностного кризиса относятся обстоятельства, понуждающие личность фрустрировать, то есть переживать чувство тревоги и неудовлетворённости, а порой и безысходности, когда возникает чувство бессилия, невозможности достичь желаемой цели.

К внутренним причинам следует отнести: 

  • Психологический барьер. Критическая ситуация кажется неразрешимой. Личность начинает очень переживать, что получается совсем не так, как бы хотелось в жизни. Это представляет угрозу жизненным ценностям, которые совсем не хочется менять. Например, юноша мечтает поступить в военное училище, но не проходит медкомиссию. Военная специальность не светит, а так мечталось стать летчиком! Сильные переживания приводят к психологическому надлому, выбраться из него самостоятельно способен далеко не каждый.
  • Стрессовая ситуация. Возникла проблема, человек не может ее решить и считает себя беспомощным. Такое состояние угнетает. Фактически, личность боится поменять свой стереотип поведения, чтобы кардинально изменить свою жизнь. Это еще больше усугубляет стресс. Выход из него может подсказать только врач-психотерапевт.
  • Разрушительные эмоции. Вместо того, чтобы спокойно поразмыслить над разрешением своего затруднительного положения, человек становится зависимым от своих эмоций. Он впадает в раж, сильное исступление сопровождается необузданным гневом и агрессивностью. Критическая ситуация не «разруливается», а только усугубляется. Наступает тупиковая ситуация, когда резко ухудшается психофизическое состояние, возникают суицидальные мысли. В таком состоянии недалеко до опрометчивого шага.
  • Постоянное недовольство собой. Одна из основных причин кризиса личностного роста, считается «двигателем прогресса». Когда не останавливаются на достигнутом успехе, а полагают, что можно достичь большего. Для этого необходимо изменить свое отношение к уже сложившейся жизненной ситуации, то есть изменить свой стереотип поведения.
  • Восприятие себя как личности. Когда неудовлетворенность собой граничит с комплексом неполноценности, человек живет с заниженной самооценкой, собственные возможности видятся ему «ниже плинтуса». Он постоянно сравнивает себя с другими и приходит к неутешительному выводу, что хуже всех. Такая личность постоянно находится в кризисной ситуации и не видит из нее выхода. Это уже болезнь, которую необходимо лечить.

Большинство людей самостоятельно справляется с проблемами своего личностного кризиса. Однако, чтобы его не затягивать, нужно обратиться к специалисту. Это может быть психолог, психотерапевт и даже психиатр.

К внешним факторам личностного кризиса следует отнести обстоятельства, извне влияющие на жизнь. Такими могут быть:

  • Домашние проблемы. Не ладится в семье. Супруги жили хорошо, но вот нашла коса на камень. Причины, почему так случилось, могут быть самыми разными. Допустим, появился ребенок, и вдруг оказалось, что любовь куда-то ушла, настала проза жизни. А это будничные обязанности не только друг перед другом, но и малышом. Нужно рано встать и приготовить завтрак, отправить чадо в садик или школу. А Он или Она совсем не готовы к такому, житье вдвоем виделось в розовом свете. И у кого-либо из супругов наступает переоценка прежних жизненных ценностей, личностный кризис. Он может протекать тихо, когда супруги постепенно адаптируются к новым жизненным условиям. Если же сопровождается яркими эмоциональными срывами, это может привести к разрыву отношений.
  • Неувязки на работе. Допустим, неуживчивый характер не способствует контакту с людьми. В рабочем коллективе о человеке плохое мнение. Конфликт с сослуживцами сказывается на настроении. Как следствие, снижается производительность труда, начинаются замечания от начальства. Личность нервничает, возникшие проблемы угнетают психику, перерастают в личностный кризис, выход из которого кажется неразрешимым.
  • Сложности в общении. Часто бывают у людей мнительных и самовлюбленных. Таким все видится в ложном свете, что их неправильно понимают, всюду подставляют подножку. Свое «я» они выпячивают, не хотят мириться с чужим мнением. Этакие рано или поздно остаются наедине с собой, все друзья и знакомые от них отворачиваются. Когда человек осознает, что остался один, начинает сильно переживать. Выйти из состояния личностного кризиса он сможет только в том случае, если сможет сменить свои ценностные ориентиры, переосмыслить проблемы общения с людьми.
  • Подростковый возраст. В пубертатный период (полового созревания) происходят физические изменения в организме подростка. Изменяется психика. Подростки начинают думать о смысле жизни. «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!». Многие верят, что пришли в эту жизнь, чтобы изменить ее к лучшему. А когда сталкиваются с жизненными реалиями, наступает разочарование. Оказывается, что не все так просто в подлунном мире. Приходится к нему приспосабливаться, и далеко не так, как мечталось. Для большинства это заканчивается удачным приспособлением к взрослой жизни.
  • Средний возраст. Такой кризис наступает у людей за 30 лет. Обусловлен не только внутренними, но и внешними причинами. Молодость с ее надеждами и беспечностью уже ушла, не все из задуманного получилось, но нужно жить. Старость уже не кажется такой далекой, она вполне реальна. И позаботиться о ней необходимо уже сейчас.
  • Пожилой возраст. Человек стареет, жизнь постепенно меркнет, яркие жизненные краски недоступны для большинства престарелых. Приходится приспосабливаться к новым внешним условиям жизни. Нужно переоценивать свои устоявшиеся стереотипы мышления и поведения, чтобы удачно прожить отпущенные судьбой годы. Этот процесс далеко не такой безболезненный. С выходом на пенсию не все могут преодолеть кризис своего психоэмоционального состояния. Для некоторых он заканчивается преждевременной старостью и смертью.

Обратите внимание! Условия жизни влияют на ощущения человека. Потому внутренние и внешние факторы личностного кризиса находятся в тесной взаимосвязи. Нельзя учитывать одно без другого. Такое разделение условно.

1. «Кризис независимости».

Характерные проявления:

  • негативный настрой;
  • чрезмерное упрямство;
  • грубость;
  • непризнание авторитетов;
  • ограничение личного пространства;
  • замкнутость, скрытность.

2. «Кризис зависимости».

Отличительные особенности поведения:

  • внушаемость;
  • подчиненность окружению;
  • неумение принимать самостоятельные решения;
  • покладистость;
  • стремление слиться с толпой;
  • инфантильность.

Протекание кризиса подросткового возраста в зависимой форме представляется родителям благоприятным вариантом. Они рады, что удалось сохранить доверие, контроль над ребенком. Позитивен ли такой вариант для становления личности подростка?

Эволюционная суть взросления — обретение самостоятельности, независимой жизненной позиции. Настает болезненный, но необходимый момент: птенцы «встают на крыло» и покидают ставшее тесным гнездо. Родителям следует осознать, что ранее зависимый от них малыш уже не нуждается в постоянной опеке.

Подросток вырабатывает зрелую позицию, собственное мировоззрение. Оно не обязательно соответствует родительским представлениям об идеале. Вряд ли «вечный ребенок» станет успешным в жизни, поэтому «кризис независимости» хоть и труднее преодолевается, но гораздо продуктивнее.

Суммируем особенности подростков:

  • Критичное отношение к внешности.
  • Образование групп по интересам.
  • Обостренный интерес к сексуальным темам.
  • Нарушение «табу»: первый опыт употребления алкоголя, курения.
  • Ревностное соблюдение личной дистанции.
  • Резкость, категоричность оценок.
  • Чувствительность и ранимость, скрываемые под маской показного равнодушия.

Физиологические основы кризиса у подростков

Кризис подросткового возраста - психология, причины и преодоление проблем

С 12 лет в физиологии человека происходит серьезнейшая гормональная перестройка. Организм запускает на полные обороты три эндокринные фабрики: гипофиз, надпочечники, щитовидную железу. Они начинают вырабатывать большое количество андрогенов и гормонов роста. Роль вилочковой железы, наоборот, постепенно снижается.

1. Интенсивный рост. Стремительный рост отмечается у мальчиков в 13-15 лет, у девочек – двумя годами ранее. При этом изменение пропорций тела происходит неравномерно. Телесные диспропорции выражаются неуклюжестью, угловатостью, порождают неудовлетворенность собственной внешностью, застенчивость.

2. Половое созревание. Особенности пубертатного периода зависят от национальности, климатических условий, наследственности. У девочек пубертат начинается в 12-13 лет, у мальчиков — в 13-15, заканчивается к 18 и 20 годам соответственно.

Помимо конституционных изменений, половое созревание сопровождается проявлением интереса к противоположному полу. Тайные фантазии и инстинктивные желания, безусловно, сказываются на поведении ребенка.

3. Эмоциональная нестабильность. Полярная смена настроения имеет физиологические корни. Для подростков характерны скачки нервного и мышечного тонуса, утомления и возбуждения, периодов подавленности и эйфории. Родителям следует запастись самообладанием: незначительный повод, невзначай брошенное слово могут привести к сильному раздражению или агрессии.

Этапы личностного кризиса в жизни человека

Развитие личности невозможно без преодоления трудностей. Недаром ведь говорится, что «через тернии — к звездам». А «тернии» — это трудности на жизненном пути. Таких критических состояний, этапов личностного кризиса, насчитывается 5:

  1. Этап первый. Эмоциональная неуравновешенность. Личностный кризис, связанный, допустим, с неудовлетворенностью своим социальным положением, выводит человека из уравновешенного состояния, сильные эмоции (негодование, страх, неудовлетворенность) толкают его к решению своих проблем.
  2. Этап второй. Душевная борьба между «добром и злом», когда приходит понимание, что неувязки личной жизни нужно решать, для этого необходимо изменить свое поведение. Однако личность ещё не в силах на такое решиться. Фактически, находится в бездействии.
  3. Этап третий. Решимость действовать. Наступает прозрение, что если хочешь хорошо жить, нужно что-то предпринимать. Иначе будет совсем плохо. Желание действовать зреет, но оно еще слабое. Тут главное — сохранить уверенность в себе, не пойти на поводу у слабости, когда, опустив руки, человек плывет по течению.
  4. Этап четвертый. Осознание ложности прежних стереотипов. Личность отчетливо понимает, что прежние жизненные понятия оказались ложными, их нужно решительно менять. Возможно, даже с помощью психотерапевта. Он подскажет, как это легче сделать без большого ущерба психическому здоровью. В группе таких же ищущих свой смысл жизни людей. Нужно быть готовым изменить свое поведение, круг друзей, все те негативные моменты, что привели к личностному кризису.
  5. Этап пятый. Смена стереотипа поведения. Этот ответственный шаг далеко не каждому под силу. Необходимо проявить всю силу воли, чтобы преодолеть духовный кризис и выйти на новый уровень жизни, изменить свое поведение, как бы тяжело это ни было. Допустим, человек любил пропустить с дружками стаканчик, а «дела подождут». Друзья стали посмеиваться, но он твердо решил, что отказ от бездарного времяпрепровождения поможет ему отрешиться от жизненных неудач. Если хватит сил и энергии отказаться от прежнего образа жизни, все обязательно получится.

Важно! Любой на протяжении своей жизни последовательно проходит все 5 стадий личностного кризиса. Если же этого не случается, личность «застревает» на своих переживаниях, фрустрирует, когда желания не соответствуют возможностям. Это приводит к сложным жизненным ситуациям. Человек может опуститься, стать алкоголиком или наркоманом.

Разновидности личностного кризиса

В психологии нет устоявшегося разделения видов личностного кризиса. Существуют разные его градации, например, возрастная, ситуационная и духовная (экзистенциальная). 

С возрастом личность по-иному оценивает предшествующий период своей жизни, по-другому смотрит на мир и свое место в нем. Все возрастные кризисы обычно заканчиваются изменением поведения и мировоззренческих установок, когда делаются должные выводы, что позволяет успешно приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.

Психологи выделяют детские возрастные кризисы 3-х, 7-ми и 12-14 лет. С трехлетнего возраста ребенок начинает осознавать себя, знакомится с внешним миром, главными для него становятся мама и папа — семья.

В семилетнем возрасте ребенок начинает понимать, что мир большой и разнообразный, это расширяет круг его мировоззрения. Кризис этого возраста связан со школой и резко возросшей нагрузкой на психику малыша. Чтобы успешно из него выйти, здесь важна роль не только родителей, но и школьного учителя.

Кризис подросткового возраста (12-14 лет) связан с пубертатным периодом, когда происходит половое созревание. Мальчики и девочки начинают понимать, что у них разная физиология, на первых порах они ведут себя замкнуто и даже показательно враждебно по отношению друг к другу.

С окончанием школы можно говорить о юношеском кризисе (17-18 лет). В это время появляется выраженный интерес к противоположному полу. Однако переживания, связанные с выбором дальнейшего жизненного пути, являются главными. Собственно, в этом возрасте закладывается фундамент дальнейшей жизни. Большинство юношей и девушек выходит из личностного кризиса с правильными жизненными установками и успешно идет по жизни.

А кто не сумел разобраться в себе, не нашел смысла своего бытия, нередко катится по наклонной, становится изгоем в обществе. Здесь играют роль факторы личностные и внешние. Например, слабоволие или неблагоприятное влияние окружения (неблагополучная семья, плохие друзья).

После 30 лет наступает кризис среднего возраста. Молодость уже прошла, настала пора подвести итог прожитых лет. Часто он кажется неутешительным, хотелось большего, а получилось совсем мало. Человек трезво оценивает свой жизненный путь и делает корректировку, чтобы достойно жить дальше.

С выходом на пенсию наступает кризис зрелого возраста. Жизнь прожита, пришла старость, здоровья немного. Жить нужно теперь с накопленным жизненным багажом. А это материальные ценности, дом, семья и уже взрослые дети. Хорошо, когда это все есть. Иначе придется невесело. Старые люди понимают это, приспосабливаются к такому существованию и так доживают свой век.

Возникает, когда человек попадает в сложную жизненную ситуацию. Если он сможет ее разрешить, личностный кризис можно назвать стимулятором такого процесса. В этом его положительная роль. Неспособность принять нужное решение свидетельствует о косности  мышления и устоявшемся стереотипе поведения, что только усугубляет проблему.

Наступает в тяжелые жизненные моменты. Допустим, это может быть смерть кого-либо из близких, неудачная любовь или измена. В такой ситуации человек пытается переосмыслить свою жизнь и ищет выход из тупиковой ситуации. Напрягает все свои силы.

Кризис подросткового возраста - психология, причины и преодоление проблем

Если кризис преодолен удачно, личность духовно возрождается, у нее появляется новая шкала ценностей, позволяющая успешно и бесконфликтно жить. В противном случае рушатся все представления о мире и себе, что ведет к устойчивому внутреннему конфликту. Нередко он заканчивается тяжелым психическим расстройством, лечением в психиатрическом стационаре.

Обратите внимание! Любой возрастной, ситуационный или духовный кризис должен вывести личность на новый, более высокий уровень жизни. Если этого не произошло, значит, человек абсолютно не работал над собой. Он регрессирует и становится неудачником в жизни.

Изменение жизненных ценностей

Мы подошли к главному – сути происходящего явления. Проблема заключается не в том, что ребенок переживает трудный кризис, а в том, насколько позитивен будет его итог. Сможет ли он адаптироваться к новым непростым реалиям взрослой жизни? Помимо обретения независимости, о гармоничном развитии личности свидетельствуют некоторые моменты.

До 12-13 лет интерес ребенка направлен на познание внешнего мира. Он с неподдельным интересом изучает незнакомые явления, пробует все на зуб, обжигается, учится на ошибках. В подростковом возрасте количество познаний переходит в новое качество: сформировавшаяся личность исследует свою истинную суть.

Направление поиска меняется на противоположное: от внешнего созерцания к внутреннему самопознанию. Подростки склонны к рефлексии, переживания и эмоции обретают для них самоценность.

Умом подростка завладевает жесткая логика, требующая однозначного ответа. Окружающий мир становится биполярным: в нем правит правда или ложь, дружба или ненависть, плюс или минус. Такие чеховские понятия, как «плохой хороший человек», непонятны подростку.

Кризис подросткового возраста - психология, причины и преодоление проблем

Юношеский максимализм вынуждает «навсегда» ссориться со сверстниками и родителями, испытывать глубокое разочарование из-за пустяковых по взрослым меркам проблем. Сложная палитра человеческих взаимоотношений настолько парадоксальна, что не укладывается в понятную дилемму добра и зла.

Друзья приобретают для подростка большую значимость, нежели семья. Их мнение возносится на недосягаемую высоту, преодолеть которую родители не в силах. Молодые люди начинают обретать опыт построения личных отношений.

Возникают первые влюбленности, которые чаще всего бывают безответными. Подросткам нравятся взрослые юноши и девушки, но они редко воспринимают такие привязанности всерьез. У впечатлительных особ личные неудачи вызывают глубокие страдания и депрессию.

Как преодолеть личностный кризис?

Существуют разработанные психологами методики, которые помогут выйти из личностного кризиса. Они подразумевают пересмотр и коррекцию жизненных целей. Одна из них предполагает следующих 4 шага:

  • Шаг первый. Сдерживайте себя. Если в жизни что-то изменилось, а вам не нравится, не выплескивайте на всех свои негативные эмоции. Они разрушают, отношения с ближними портятся. Успокойтесь и трезво поразмыслите о случившемся. Не стоит пускать свою судьбу на самотек, мол, куда вынесет. А прибить может к плохому берегу.
  • Шаг второй. Разберитесь в своих чувствах и мыслях, почему так случилось и что нужно сделать, чтобы выйти из такого неприятного положения.
  • Шаг третий. Поставьте вполне достижимую цель и двигайтесь к ней не спеша, но неуклонно каждый день. Для этого нужно составить пошаговый план своих действий и не отступать от него.
  • Шаг четвертый. Это самый существенный и трудный из 4 шагов. Тут нужна серьезная психологическая подготовка. Необходимо изменить стереотип мышления. Мыслить нужно позитивно. «Мир прекрасен, спасибо Господу, что дал мне возможность видеть его и наслаждаться жизнью».

Важно знать! Только позитивный настрой на преодоление личностного кризиса поможет успешно выйти из него. Это залог  дальнейшей благополучной жизни.

Советы родителям

1. Пересмотрите отношение.

Ситуация изменилась. Перед вами уже не бывший послушный ребенок, не способный принимать решения, но и не взрослый человек, готовый к самостоятельной жизни. Ваша позиция должна измениться соответственно. Постарайтесь придерживаться серединного пути между тотальным надзором и подростковой анархией.

Взрослеющему ребенку необходима свобода, но контролируемая. Как бы он ни гордился независимостью, инстинктивно он нуждается в воспитании, разумном руководстве. Будьте лояльнее, терпеливее, учтите, что у ребенка появляется 

TutKnow.ru

2. Проявляйте искреннюю заинтересованность.

К сожалению, занятые родители ограничивают интерес общей ежевечерней фразой: «Что в школе?» Дети отвечают на такую заботу адекватной формальностью. Резкие слова «не лезь в мою жизнь» скрывают искреннюю потребность во взаимопонимании, признании значимости своих интересов.

Почаще интересуйтесь, чем «дышит» ребенок. Если его заботы окажутся несерьезными, не называйте их ерундой. Переживания, характерные для подросткового кризиса, кажутся наивными только умудренному опытом взрослому. Обесценивая идеалы тинейджера, вы лишаете смысла все его существование. Он нуждается совершенно в другом: добром совете и надежной поддержке.

3. Найдите точки соприкосновения.

Постарайтесь увлечь ребенка полезным хобби, ходите на экскурсии, выставки, занимайтесь вместе спортом. Для девочек и мам продуктивные сферы – рукоделие, кулинария, мода. Для мальчиков и пап – автомобили, техника, рыбалка. Совместный поход в кино или театр, поездка в книжный магазин позволит многое узнать о пристрастиях, внутреннем мире тинейджера.

4. Деликатно объясните ребенку причины происходящего.

Выберите для доверительного разговора оптимальный момент. Например, спустя некоторое время после глупой ссоры, когда эмоции улеглись, но воспоминание о случившейся размолвке еще свежо. Избегайте обвинительных оценок. Постарайтесь беседовать в позитивном ключе, проявляя участие.

Расскажите о процессах, происходящих в растущем организме, как они отражаются на настроении. Подростку полезно узнать о физиологической подоплеке нервных срывов. Если преподнести эту информацию объективно, он почувствует желание помочь.

5. Контролируйте близкое окружение.

Постарайтесь собрать сведения о друзьях сына или дочки. Если вы обнаружите нежелательные связи, например, способные затянуть в дурную компанию, пристрастить к алкоголю или наркотикам попробуйте объяснить вред такого общения. Не пытайтесь авторитарно запретить общаться с дурными знакомыми. Это может спровоцировать конфликт и скрытность.

6. Не навязывайтесь.

Кризис подросткового возраста - психология, причины и преодоление проблем

Некоторым подросткам требуется уединение, не нарушайте его против воли. Дайте ему возможность побыть одному, чтобы осмыслить новый поток ощущений и перемен. Тинейджеры трепетно относятся к личным вещам и обстановке. Не выбрасывайте и не меняйте что-либо в комнате без согласования с ее обитателем.

7. Личный пример.

Не забывайте, что ваши советы будут восприняты достойно, если вы подтвердите их личным авторитетом. Дети чувствительны к лицемерию. Ложная проповедь о моральных ценностях, основанная на книжных истинах, вряд ли возымеет у них успех.

Несмотря на чуткое отношение родителей, встречаются ситуации, когда кризис у подростка превращается в серьезную проблему. Он становится бунтарем и бросается во все тяжкие: уходит из дома, не хочет учиться, пробует алкоголь и наркотики. В таких случаях правильное действие — не медлить и обратиться за профессиональной помощью психолога. Грамотный специалист поможет ребенку пережить переходное время без опасных осложнений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейный портал