Развивающие игры с прищепками для детей

В чем польза прищепок?

Обычные бельевые прищепки могут стать отличным игровым тренажером и развивающим пособием, если проявить немного фантазии.

Для чего можно использовать прищепки?

  • Для развития мелкой моторики.
  • Изучения цвета.
  • Развития речи.
  • Изучения счета.
  • Изучения цветов.
  • Развития сенсорики.
  • Фантазии.
  • Воображения.
  • Памяти.
  • Внимания.
  • Хватательных навыков.
  • Гибкости кистей рук.

Кроме этого, следует учитывать, что детям уже примерно с 8 – 9 месяцев гораздо больше нравится возиться с бытовыми предметами, чем с игрушками. Крупы, банки, бутылки, ложки, посуда, папины инструменты, и прищепки – в том числе, занимают малышей легко и надолго.

Тем более, что прищепки гораздо «волшебнее» всего остального: ими можно не только стучать друг о друга, брать или перекладывать, но еще и кусать, хватать, прищипывать. Родители могут с успехом использовать этот факт, организуя игры с прищепками – простые или с использованием дополнительных материалов.

Ход мастер – класса.

В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание детей: пробки, крышки, пуговки, пластмассовые бутылочки, прищепки…. Ведь именно прищепки, которые мы используем для закрепления белья, могут стать интересными играми для детей. Из деревянных прищепок можно своими руками изготовить замечательные сувениры к любому празднику.

Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками использовала Мария Монтессори, известный итальянский педагог. Но тогда эти предметы занимали незначительное место в ее педагогической системе.

В настоящее время промышленность выпускает самые разнообразные прищепки, различающиеся величиной, материалом, широкой цветовой гаммой. Например, нажимая на длинные кончики прищепки так, чтобы она с другой стороны раскрылась,будет похоже, как будто кто-то открывает рот. Стоит для этого взять зеленую прищепку, и сразу становится понятно, что это «настоящий крокодил». А потом можно прицепить крокодила к желтому кружочку. И, сразу вспоминаются строки К. Чуковского: «Горе! Горе! Крокодил Солнце в небе проглотил!»

А ещё можно прицепить прищепки к разноцветным кружкам и получатся самые разные цветы: васильки, подсолнухи, семицветики и т. д., и, конечно же, солнышко с желтыми лучиками. Вот так, незаметно для ребенка, а главное, увлекательно, происходит развитие конструктивного мышления. Играя с ребенком, нужно не забывать сопровождать все свои действия речью. Можно придумывать самые разные истории и рассказать их вместе с ребенком.

Сюжеты игр с прищепками могут быть самыми разнообразными. Ребенок должен иметь возможность творить — «рисовать» картину из составленных с помощью прищепок картинок.

Прищепки могут помочь ребенку научиться определять цвета. Ведь среди огромного разнообразия прищепок можно предложить отыскать только красные, только зеленые либо только синие прищепки и т. д. Игры с прищепками могут помочь и в формировании количественных представлений ребенка. Попросите ребенка дать вам одну прищепку, две, три.

Пусть он пересчитает их в пределах знакомого ему множества. В более старшем возрасте с помощью прищепок можно научить ребенка решать простейшие арифметические задачи на сложение, вычитание, количественные отношения с использованием слов «больше на», «меньше на». Можно использовать прищепки, формируя у ребенка понятие о цифре приёмом соотнесения количества прищепок с определенными цифрами.

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

— развитие мелкой моторики рук,

— формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);

— развитие чувства ритма;

Дидактические игры с прищепками в развитии речи

— развитие конструктивного мышления;

— формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу.

Дидактическая игра «Часики»

Цель: формировать элементарные представления о времени; дать понятие что такое «сутки»; научить движению «По часовой стрелке» и «Против часовой стрелки»; сформировать понимание, что наша деятельность зависит от части суток.

Дидактическая игра «Сделай ёжику колючки»

Цель: развивает мелкую моторику, сенсорные навыки; творческое мышление; воображение.

Дидактическая игра «Времена года»

Цель: закрепить знание признаков времён года.

Задачи: развивать мышление, внимание, связную речь, мелкую моторику, память.

Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Цель: формироватьзнания об окружающем мире; развивать логику, мышление, воображение, память, мелкую моторику пальцев рук, речь.

Дидактическая игра «Моделирование из прищепок»

Цель: развивает мелкую моторику, сенсорные навыки; творческое мышление; воображение. Совет – выбирать нужно пластиковые прищепки они не слишком тугие, чтобы ребёнку было удобно ими пользоваться. Слишком тугие прищепки могут отбить желание в них играть.

Назначение: Данная дидактическая игра с прищепками предназначена детям 3-5 лет для развития мелкой моторики, для закрепления счёта в пределах 5, умений соотносить количество предметов с цифрой.

Дидактическая игра «Весёлый счёт с прищепками»

Цель: способствует развитию координации и силы пальцев рук; знакомит с цифрами, делая упор на зрительную память.

Дидактическая игра с прищепками «Павлин»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление цвета.

Задачи: учить создавать дидактическую игру своими руками;развивать творческие способности, мелкую моторику.

1. Сенсорное развитие, значение использования нетрадиционного материала для развития детей, технология Марии Монтессори

2. Обзор игр с прищепками на развитие мелкой моторики (видео-презентация) с комментариями;

Развивающие игры с прищепками для детей

3Практическое освоение педагогами игр с прищепками

4. Памятка педагогу при проведении игр (выдаётся воспитателям)

1. Готовые шаблоны фигурок животных, растений, предметов, геометрических фигур, наборы сказочных героев.

2. Наборы цифр и арифметических знаков.

3. Набор букв русского алфавита

Развивающие игры с прищепками для детей

4. Тексты, стихи

5. Цветные прищепки

1. практического занятия с участниками мастер-класса путем непосредственного контактного обучения основным приемам осуществления представляемой деятельности;

2. имитационных игр с участниками мастер-класса.

3. Осуществление видеозаписи (или фотографирование)мастер-класса.

-Физическое развитие,

-социально-личностное,

-познавательно-речевое,

-художественно-эстетическое

Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и их интеллектуального развития.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Сенсорное восприятие (от латинского sensus- чувство, целенаправленное развитие совершенствования сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Все это заставляет обратить внимание на предоставление ребенку условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и пальцев рук.

Развитие ручной и пальцевой моторики имеет огромное значение в развитии устной и в будущем письменной речи ребенка.

Действительно, развитие мелкой моторики рук ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, память мышление, воображение ребёнка. По исследованиям ученых занятие каллиграфией в младшем школьном возрасте дает хорошие результаты в развитии интеллекта и усвояемости школьной программы.

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Как писал физиолог И. П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Чем можно позаниматься с детьми, чтобы развивать ручную умелость?

(Педагогам предоставляется возможность высказать свою точку зрения, а также на столе будут выложены нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики).

• Запускать пальцами мелкие волчки.

• Разминать пальцами пластилин, глину с дополнительным материалом.

• Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки.

Развивающие игры с прищепками для детей

• Переливать воду из сосуда в сосуд.

• Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

• Собирать в щепотку крупы и переносить их в другую ёмкость при этом приговаривая: «Пальчики собрались вместе, пальчики разбежались»; то же, но ложечкой

• Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

• Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.

• Закрывать крышки, заводить механические игрушки.

• Рисовать в воздухе.

• Играть с песком, водой.

• Играть с крышками, киндер-сюрпризами

• Массаж грецкими орехами.

Предложенные игры могут использоваться как самостоятельные или включаться в НОД.

Для того чтобы помочь детям в развитии моторики и сенсорики итальянским педиатром Марией Монтессори было разработана уникальная система работы. После многих лет практики, Мария вывела закономерность: чем более развиты детские пальчики, т. е. моторика и сенсорика, тем быстрее ребенок начинает говорить.

На практике система Монтессори стала активно применяться уже в 20 веке. Огромное значение имеет дидактический материал, разработанный Монтессори, который спустя несколько десятков лет также с успехом применяется во всех дошкольных учреждениях и активно используется для развития моторики и сенсорики.

«До пяти лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было»,- отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов. В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки.

Конечно, развитие мелкой моторики — не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.

Как играть с малышами?

Для самых маленьких детей прищепка сама по себе уже игрушка. Она может «крякать», как утка, «квакать», как лягушка, «кусать», как крокодильчик, «лаять», как собачка (конечно, при помощи мамы). Примерно к полутора годам ребенок уже сможет снимать прищепку с различных поверхностей. Этим можно воспользоваться и предложить крохе самые простые игры:

  • «Покусайте» ребенка (только осторожно) за разные части тела (можно одновременно их называть), приговаривая, что это крокодильчик, который просит, например, чтобы его пожалели.
  • Разноцветные прищепки прицепите на себя или на малыша, предлагая ему снять этих «назойливых жучков». У крохи это легко получится и вызовет восторг.
  • Когда ребенок выйдет из комнаты, прицепите «жучков» на разные предметы и попросите его отыскать их всех и снять.
  • Соберите змейку из нескольких прищепок – кроха с удовольствием ее разберет.

Ближе к 2 годам нужно научить малыша пользоваться такой игрушкой самостоятельно: показать, как держат ее тремя пальцами, как нажимают, чтобы открыть, как она закрывается, когда пальчики отпускают. После некоторой тренировки ребенок сможет делать это сам. А значит, можно переходить на новый уровень игр, когда кроха самостоятельно пристегивает прищепки.

Теперь они могут превращаться в конструктор, пестрые бусы (если нанизать их на веревочку), заколки и зажимы для кукольных причесок, даже счеты (тоже на веревочке, но принцип игры – как при работе со счетами). А могут выполнять и свою роль, если ребенок постирает кукольные одежки и начнет их развешивать для сушки.

Ход изготовления.

• Цветная клеящаяся пленка (или клеящаяся цветная бумага)

• Картон

• Лист бумаги

• Карандаш

• Ножницы

• Прищепки

Развивающие игры с прищепками для детей

2. Согнуть лист бумаги пополам, начертить дугу. Из полученного шаблона вырезать такой же шаблон из картона.

3. На бумаге срезать дугу, разделить фигуру пополам линией.

4. Разрезать все части на листе бумаги и выложить на столе.

5. По шаблонам вырезать цветные части и приклеить их к картонной основе.

6. Наклеить на готовую цветную форму головку павлина.

7. Взять разноцветные прищепки и прикрепить их на том цветном секторе, каким цветом прищепка.

Созданные в данном мастер-классе дидактические игры направлены на развитие мелкой моторики рук у младших и старших дошкольников, координацию движений обеих рук, зрительного восприятия, внимания, закрепления цветов, геометрических фигур, соотнесения цифры с количеством. Так же данные игры помогут воспитать у ребенка усидчивость и терпение.

В заключении, хочу сказать, что игры с прищепками вполне могут занять почётное место на полке среди других игрушек. Они вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта. Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. Чем больше малыш ощупывает предметы (желательно различной формы и фактуры, тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью.

Главная цель использования прищепок в игре — это развитие тонких движений пальчиков, что благотворно влияет на речевую зону мозга. Играйтесь с детьми! Развивайте их! Демонстрируйте им всё, что только Вы можете! Исключительно в этом случае можно все полноценно развить малыша! Фантазируйте вместе с ребенком, и вы получите не меньше удовольствия от игр, чем ваш малыш!

Волшебная игрушка

Развивающие игры с прищепками для детей

Это действительно так. Прищепки, если их прицеплять к соответствующим заготовкам, могут по желанию играющих превращаться во что угодно:

  • в капельки дождя;
  • лучи солнца;
  • ножки или ручки персонажей;
  • веточки деревьев;
  • усики животных или насекомых;
  • ушки животных;
  • крылья или хвосты птиц;
  • ботву корнеплодов;
  • лепестки цветов;
  • плавники рыб и т. д.

Можно сделать своими руками целый прищепочный театр с такими деталями, или же открытые половинки прищепок могут играть роль открывающегося рта персонажей. Проигрывают как любимые сказки, так и простые сюжеты: пошел дождь, мишка ест малину, кукла собирает цветы, и т.д. Проигрывание таким образом потешек, скороговорок, детских стишков сделает их разучивание гораздо более продуктивным, потому что увлекательным.

Изучение букв и цифр для дошкольника также станет куда интереснее, если им приделывать ручки и ножки из прищепок, вовлекать в разные приключения (скажем, буковки А и М постоянно приходят к малышу на обед, чтобы он сказал «Ам»; злой Минус отнял у Тройки Единичку, и она превратилась в Двойку).

Буквы или цифры могут ходить, прыгать, танцевать, падать, держаться за ручки… Фантазия может подсказать множество вариантов перевоплощений для прищепок.

Обучающие игры

Заготовив необходимые картинки или детальки из картона, можно достичь более глобальной цели, чем просто игра: научить ребенка многому из того, что необходимо для учебы в школе. Кстати, подобные пособия успешно изготавливают и используют в детских садах. Вот несколько примеров таких игр-занятий:

  • Вырежьте картонный круг, разметьте на несколько сегментов, раскрасьте каждый в свой цвет. В каждом сегменте нарисуйте несколько точек – от 1 до 5 – 9 (в зависимости от возраста ребенка). Пусть он прикрепляет прищепки соответствующих цветов по числу этих точек. (Учим цифры, счет, цвета).
  • С той же целью можно поиграть в посылки для ежей. Сделайте несколько заготовок ежей разных цветов, на каждом из которых напишите определенную цифру. Именно столько прищепок нужного цвета малыш должен прикрепить вместо иголок. Затем столько же картонных яблок нужного цвета ему нужно собрать в посылку для соответствующего ежика.
  • По такому же принципу можно заниматься рыбалкой (прищепки будут рыбками разных цветов, их нужно ловить и выкладывать на кружки соответствующих цветов в том количестве, которое на кружке указано).
  • Заготовка — тоже круг из картона. Только в каждом сегменте будет нарисована еда разных животных или птиц. На одну из сторон прищепки наклейте животных в соответствии с представленной пищей. Задача ребенка – накормить их, прицепляя к нужному сектору круга. (Изучаем окружающий мир).
  • Покажите малышу несколько одинаковых предметов разного размера (это могут быть как карточки с изображениями, так и вещи или игрушки – что будет интереснее конкретному малышу). Задача крохи – прикрепить к самому маленькому (низкому, короткому) предмету 1 прищепку, затем по возрастанию 2, 3,4… (Изучаем величины).
  • Произносите по слогам любое слово, а ребенок пусть цепляет на лист картона столько прищепок, сколько слогов насчитает. (Развиваем речь и фонематический слух).
  • Сделайте заготовки разных корнеплодов (морковь, свекла, репа, редиска), «посадите» их в коробку с мелкой крупой (огород). Малышу необходимо прищепками «собрать урожай», потому что всю ботву съели вредители, и вытащить корнеплоды стало не так-то просто. (Развиваем мелкую моторику и кругозор).

Если у родителей развита фантазия, они сами смогут придумать еще не один десяток вариантов использования такого простого подручного материала для развивающих занятий со своим чадом.

Не исключено, что, включившись в процесс, малыш сам подскажет новые возможности. Главное – не пресекать его творческие порывы, оставаться помощниками, советчиками и любящими друзьями. Тогда в ход могут пойти не только прищепки, но все, что окажется под руками. А это – новый уровень развития воображения ребенка, а также его отношений с родителями: они становятся союзниками, а не просто партнерами по игре. А начиналось все с обычной бельевой прищепочки…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейный портал