Что делать, если у ребенка плохая память?

Как формируется память у ребёнка?

Начиная с девятимесячного возраста, у ребенка формируется память, а в дальнейшем идет развитие способности запоминать информацию.

Формирование памяти появляется примерно в 9 месяцев. Представьте ситуацию, что совсем новорожденному вы сначала даёте игрушку, а после убираете её из поля зрения. Он этого даже не заметит и потеряет интерес. То же самое произойдёт в возрасте 5-6 месяцев. Однако если убрать из поля зрения игрушку у 9-месячного малыша, то он начнёт оглядываться вокруг и искать потерянную вещь.

Дети в 4 года и 5-6 лет запоминают информацию вне зависимости от собственного желания. Это происходит в условиях определённой деятельности, чаще всего игровой. В памяти дошкольников откладывается то, на что они обратили внимание во время каких-либо занятий.

Исследования доказали, что память дошколят эпизодическая. В одном из экспериментов ребятам показали два домика. Один был синего цвета, второй – зеленого. В каждом из них находился набор предметов. После рассматривания детям предложили их назвать. Из группы в 10 человек с таким заданием справились все, а цвет домика не смог правильно назвать никто из испытуемых.

Данные эксперимента говорят о следующем:

  • для запоминания предметов в определённой связи, во времени, в пространстве нужны тренировки;
  • у многих детей в дошкольном возрасте лучше развита долговременная память. Они помнят давно произошедшие события, но не в состоянии пересказать телефонный разговор с мамой, состоявшийся 15 минут назад.

Когда возникают проблемы с памятью?

Впервые о проблемах с запоминанием родители ребенка могут заговорить по достижении им старшего дошкольного возраста. В это время многие малыши начинают посещать занятия по подготовке к школе, где сталкиваются с необходимостью запоминать предложенный учителем материал. Обеспокоенность родителей в такой ситуации не является напрасной.

И все же, не стоит слишком паниковать, не разобравшись в ситуации. Для начала родителям следует выявить следующие моменты:

  • Действительно ли ребенок не может ответить на прямо поставленные вопросы?
  • Отказывается ли он от выполнения простейших заданий?
  • Кажется ли ребенок рассеянным и невнимательным?
  • Сложно ли ему следовать инструкциям?

Если хотя бы на один из вопросов дан положительный ответ, не помешает серьезно подойти к развитию детской памяти. Но для начала крайне важно понять причину проблемы.

Впервые мама с папой могут заговорить о том, что у и их ребёнка плохая память, когда он достигнет 5-6 лет. В этот период многие дети посещают подготовительные занятия для учёбы в школе. На них им впервые приходится запоминать какую-то информацию. Иногда они не могут этого сделать. Родители не должны оставлять это без внимания, иначе в будущем могут возникнуть ещё большие проблемы, связанные с обучением и развитием. А иногда дело даже может дойти до насмешек со стороны ровесников, что приведёт к психологическим расстройствам.

Чтобы разобраться с проблемой, маме и папе нужно проверить данные моменты:

  • на самом ли деле дошкольник не может ответить на заданные вопросы;
  • действительно ли ребёнок не хочет выполнять простые задания;
  • у сына или дочери возникает рассеянность и невнимательность;
  • ребёнок не может следовать правилам.

Если хотя бы на один пункт Вы ответили утвердительно, то нужно серьёзно начать заниматься развитием памяти сына или дочери.

Почему у ребенка плохая память?

Как бы ни печально это звучало, но современные дети устают не меньше своих родителей. Усталость при этом склонна накапливаться. Масла в огонь подливает и совершенно неверный распорядок дня. Плюс к тому, дети все реже получают сбалансированное питание, проживают в экологически неблагоприятных районах и не имеют возможности полностью восстанавливать силы в ночное время.

Неправильно спланированный режим дня ребенка любого возраста становится причиной его рассеянности, раздражительности, недостаточной концентрации внимания. В результате страдает память.

Дети устают совсем не меньше, чем их родители. Школьные обязанности, домашние задания, друзья, смартфоны, кружки, ещё и плохой распорядок дня, несбалансированное питание – всё выливается в плохой сон. Все эти или другие особенности накапливаются как снежный ком, и память затормаживается, ребёнок плохо запоминает.

Но возможны другие проблемы, которые не зависят от текущих дел и усталости. Проблемы с памятью могут возникнуть из-за стрессовых ситуаций, которых, несмотря на юный возраст, у вашего сына или дочери может быть очень много. Например, конфликты с учителями, ссоры с друзьями, недопонимание в семье, развод родителей, переход в другую школу, переезд в другое место жительства, смерть близкого человека или домашнего питомца. В таких случаях не лишним будет посещение терапевта, невролога, психолога.

Плохая память и внимание у детей имеют свои причины:

  • Нарушение распорядка дня. Дети в современном обществе очень устают. С первого класса на них обрушивается шквал занятий. Сначала они учатся в школе, потом идут в спортивную секцию или театральный кружок, затем быстрее домой учить уроки. Глянь, а на отдых и приём пищи уже времени и не осталось. Неудивительно, что ребёнок устаёт. А усталость имеет свойство накапливаться. Прибавьте к этому неправильное и нездоровое питание. В школе за детьми не уследишь, они могут питаться конфетами в буфете. Между дополнительными занятиями времени поесть нет, а дома они безуспешно пытаются урвать что-нибудь со стола. Не забывайте и о том, что в крупных городах экология страдает, что тоже негативно сказывается на организме человека. Учитывая всё выше сказанное, не стоит удивляться, что у ребёнка возникли проблемы с памятью.
  • Отсутствие витаминов. Правильное, здоровое сбалансированное питание – это одна из важнейших частей воспитания и развития детей. Если в организме человека недостаёт каких-то полезных веществ, минералов и витаминов, то деятельность мозга снижается. В рационе ребёнка обязательно должна быть полезная пища: жирная рыба, бобовые, грецкие орехи, зелень, фрукты и овощи. Исключите сладкое, жареное, солёное. Никакой газированной воды, чипсов и других снеков. Тогда Вы сразу заметите результат. Если же питание ребёнка останется прежним, то он станет усталым, вялым и апатичным. В худшем случае, это может причинить вред здоровью в целом.
  • Недостаток тренировок памяти. Как спортсмен тренирует своё тело перед соревнованиями, так и дети должны тренировать свою память посредством специальных методик и упражнений. Сейчас в любом книжном магазине можно найти множество пособий на любой возраст ребёнка. Кроме этого, в любом городе можно найти обучающие занятия, на которых дети могут тренировать свою память.

Как улучшить память своему ребёнку?

Что делать, если у сына или дочери очень плохая память? Развить кратковременную память помогает терпение и тренировки.

Психологи советуют развивать у детей 8 лет все виды памяти:

  • двигательную. Ребятишки с удовольствием играют в игру «А ну-ка повтори!». Взрослый ведущий водит одного из участников по определённому маршруту. У ребёнка завязаны глаза. В процессе движения ему предлагается сесть, подпрыгнуть на одной ножке, поднять руки вверх. Суть игры – повторить всё это в точности, но с открытыми глазами.
  • зрительную. Распространённое упражнение – дорисовка недостающих элементов. Детям 9 лет дают рассмотреть картинку, а затем показывают другую, похожую на первую, но с некоторыми отсутствующими элементами. Задача – восстановить рисунок по памяти;
  • слуховую и ассоциативную. Очень простое, но эффективное упражнение – называть детям любые слова, означающие предметы, и просить передать свои мысли об их свойствах, виде, характеристиках.

Меморика от smartum для развития памяти вашего ребёнка

https://www.youtube.com/watch?v=ir6IGfl_ve4

Перечисленные упражнения можно выполнять дома. А ещё можно подобрать специальные занятия. Например, курс меморики в «Академии развития интеллекта SMARTUM». Он ориентирован на развитие всех видов памяти.  Благодаря данной методике у детей улучшается память. Цель данной программы – научить ребёнка управлять всеми процессами своей памяти с помощью образного мышления и систематизации материала.

Курс состоит из нескольких разделов и направлен на обучение детей 7-16 лет. Дети младшего школьного возраста достигают особых успехов. Обучение позволяет эффективно применять полезные приёмы запоминания. Благодаря ним, в школе у ребёнка налаживается успеваемость, он начинает получать хорошие оценки по всем предметам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейный портал