Обучение игре в шахматы для дошкольников

Польза игр в шашки и шахматы в детском саду

Шашки и шахматы — это не просто интересные игры, позволяющие увлекательно провести свободное время. Они способны принести дошкольникам разностороннюю пользу:

  • Совершенствуют логическое и абстрактное мышление. Ребёнок учится просчитывать свои будущие действия, предугадывать реакцию противника, в уме проигрывает различные комбинации.
  • Развивают память и пространственное воображение.
  • Вырабатывают усидчивость, собранность, развивают внимание, помогают гиперактивным детям стать более спокойными, сосредоточенными, уравновешенными.
  • Игры в шашки и шахматы всегда подразумевают соревнование, своего рода борьбу, каждую партию неизбежно сопровождает определённое волнение. Всё это закаляет детский характер и психику.
  • Ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, а анализировать их причины.
  • При креативном подходе воспитателя игры способны развивать фантазию и творческие способности дошкольников.
  • Воспитывают самостоятельность в принятии решений.
  • Данные настольные игры предполагают совместную детскую деятельность, поэтому способствуют социализации, развитию навыков общения, приучают дошкольников доброжелательно относиться друг к другу. Ведь мнение, что шашки и шахматы — это тихие игры, является заблуждением. Дошкольники не умеют скрывать свои эмоции, а чаще всего рассуждают вслух, проговаривают ходы, делятся впечатлениями.
Два мальчика играют в шахматы на полу и размышляют

Игры в шашхматы и шашки учат размышлять, анализировать и прогнозировать действия

Топ-5 преимуществ от занятий шахматами дошкольниками

РШШ разработала интересную программу, которая увлечет вашего ребенка в новый мир шахматных фигур, стратегии и тактики. В ходе обучения используются раздаточные материалы УМК «ФЕНИКС», соответствующие российским стандартам дошкольного образования.

На первом этапе дети знакомятся с героями сказки — шахматными фигурами, а доска превращается в поле, где разворачиваются сказочные действия. В игровой форме изучаются азы игры, особенности и возможности каждой фигуры, а также ее слабости и сила. На данном этапе акцент делается на практической части, а игровая подача заданий помогает малышам быстро усваивать навыки и полученные знания.

После успешного завершения первого этапа дети знакомятся со стадиями шахматной партии: дебютом, миттельшпилем и эндшпилем. Изучив принципы игры в дебюте, ученики развивают комбинационное зрение в миттельшпиле, учатся позиционному преимуществу и основным принципам планирования. Педагоги включают в практические занятия тематические матчи и сеансы одновременной игры, параллельно помогая будущим чемпионам видеть и анализировать свои ошибки, задавать вопросы и учиться слушать мнение другие детей.

Следующей ступенью становится участие в квалификационных турнирах по шахматам, которые приносят малышам первые победы и медали!

На каждом занятии в «Русской шахматной школе» ваш ребенок:

  •       посетит волшебную планету шахмат;

  •       примет участие в увлекательных играх и упражнениях;

  •       будет выполнять интересные задания для развития мышления и логики;

  •       получит интересный опыт игры в шахматы с первыми партнерами.

Внимательно подобранный тренерский состав включает профессионалов с высокими достижениями и шахматными наградами. При этом все тренеры обладают педагогическими и психологическими навыками, что позволяет находить подход к детям с разными способностями и темпераментом. В программу обучения регулярно включаются встречи с известными шахматистами, а также участие в культурных мероприятиях в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах страны.

Основной формой занятий с дошкольниками в РШШ являются игровые ситуации без какого-либо принуждения. Такая форма взаимодействия позволяет сохранить интерес малышей к шахматам и не вызывает усталости.

Если вы полагаете, что ваш ребенок не сможет играть в шахматы в столь раннем возрасте, спешим развенчать ваши сомнения! Практически любого ребенка можно научить играть в шахматы. Безусловно, для этого потребуются терпение и выдержка, чем славятся тренеры наших школ. Занятия проходят в спокойной и доброй атмосфере, а в середине урока обязательно проводится физкультминутка.

—  индивидуальное, групповое и дистанционное обучение;

—  участие в шахматных сборах в детских и спортивных лагерях;

—  участие в матчах и турнирах;

—  интеллектуальные игры;

—  знакомство с легендами мира шахмат и известными гроссмейстерами.

Обучение в школе двигается от простого уровня к сложному. Особо организованная авторская игровая деятельность на занятиях, создание игровых ситуаций опытными педагогами и внимание к каждому ребенку являются слагаемыми успеха в школе. Малыши увлеченно рассказывают стихи про шахматные фигуры, изображают их и переносятся в мир сказок, где все фигуры волшебные!

1. Игра в шахматы открывает дорогу к творчеству и помогает детям развиваться лучше своих сверстников.

2. Ребенок получает возможность реализовать себя и поверить в собственные силы.

3. Улучшается воображение, мышление, память, внимание.

Обучение игре в шахматы для дошкольников

4. Формируется самостоятельность.

5. Знакомство с миром шахмат поможет ребенку быстрее адаптироваться к школьной программе.

«Русская шахматная школа» предъявляет высокие требования к результатам обучения своих воспитанников. Лицензированная авторская программа, применяемая во всех школах холдинга РШШ, разрабатывалась при участии гроссмейстеров, лучших педагогов и детских психологов. Носители иностранного языка имеют возможность обучаться в школе на родном языке.

в Москве:  7 495 118 23 06

в Санкт-Петебурге: 7 812 425 64 62

Методика проведения занятий по игре в шашки в детском саду

Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шашкам и шахматам — 5 лет (то есть старшая группа). Внимание детей на этом этапе становится уже довольно устойчивым, начинает формироваться наглядно-образное мышление, умение прогнозировать ситуацию. Ребёнок обретает способность решать достаточно сложные задачи.

Несмотря на возросшую усидчивость старших дошкольников, играть в указанные настольные игры не рекомендуется более 25 минут (в подготовительной группе — 30 минут). Иначе наступит неизбежное утомление, и ребёнок потеряет интерес, а то и вовсе не захочет больше заниматься с шашками и шахматами. По этой же причине не стоит проводить такие занятия ежедневно — двух раз в течение недели будет вполне достаточно (делать это можно и в вечернее время). Когда же дети, действительно, увлекутся игрой, они могут играть в шашки и шахматы чаще по своему желанию.

Недопустимо заставлять воспитанников играть в новые для них игры: педагог должен сделать так, чтобы они сами этого захотели. В любой группе всегда есть наиболее активные и любопытные ребята, которым интересно всё новое. Пусть вначале они включатся в работу, а остальные малыши, глядя на них, также увлекутся шахматами и шашками.

Мальчик и девочка играют в шахматы, а другой мальчик наблюдает

Сначала лучше вовлечь в игру наиболее активных детей, лидеров, а глядя на них, и другие ребята включатся в процесс

Процесс обучения непременно должен проходить в интересной, ненавязчивой форме. Всё должно быть предельно доступно. К примеру, правила игры можно донести до ребят в виде сказки или стихотворения, которое легко заучить. Особенно важно первое занятие: оно должно быть ярким и запоминающимся. Например, это может быть весёлая история про приключения фигур.

Когда ребята освоят необходимые правила, и больше времени можно будет уделять практике, воспитатель должен продумывать, как именно разбивать детей на пары. Каждый ребёнок должен играть и с более сильными игроками, и с более слабыми. Ведь если у малыша будут одни только победы, он не научится самоанализу, принятию неудач.

Две пары детей играют в шахматы

Каждый ребёнок периодически должен играть и с более сильным соперником, и с более слабым

Поскольку занимаясь с шахматами или шашками, дошкольник учится размышлять, принимать решения, то ни в коем случае не следует торопить его сделать ход. Ведь ребёнок сам несёт ответственность за собственные действия. Также нельзя подсказывать детям ходы: помогает воспитатель тактично, не напрямую (например, можно сказать «подумай ещё», «может быть, есть другой вариант?»).

После игры педагогу следует подробно разобрать с детьми их типичные ошибки. Ребята должны научиться из множества возможных ходов выбирать оптимальный в данной ситуации.

Фотоотчет «Шахматный клуб «Русские шашки»

Для занятий в ДОУ понадобится по одному комплекту шашек и шахмат на каждую пару воспитанников. Если нет необходимого оборудования, то играть ребята могут по очереди, разделившись на 2 группы. Также можно приносить настольные игры из дома.

Интересная идея — выделить в детском саду специальную шахматную комнату, оформив её соответствующим образом (подходящие обои, шторы и пр.). Если нет такой возможности, то желательно организовать в группе уголок шахмат и шашек.

Оформление стены в шахматном уголке в группе

Желательно оформить в группе специальный уголок шашек и шахмат

Куклы, изображающие шахматного короля и королеву

Куклы воспитатель может сделать своими руками, для изготовления головы можно использовать обычные капроновые колготки

Желательно приобрести для группы большую магнитную доску, к которой будут крепиться шахматные или шашечные фигуры. В этом случае объяснять ребятам правила игры и конкретные тактические моменты будет намного проще. Такое оборудование позволит задействовать сразу всех дошкольников, не позволяя им скучать.

Девочка играет с магнитной доской, к которой крепятся шахматы

Благодаря магнитной доске сразу все воспитанники могут увидеть расположение игровых фигур

Процесс обучения дошкольников игре в шахматы необходимо проводить поэтапно:

  1. Знакомство с шахматной доской. Дошкольники узнают такие понятия, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Педагог учит их ориентироваться в пространстве, держать в поле зрения всю доску и отдельную клетку.
  2. Знакомство с шахматными фигурами. Дошкольники узнают, как каждая ходит, каким образом бьёт другие фигуры, какую клетку («домик») на доске изначально занимает. Лучше всего для этих целей подходят сказки, стихи, просто образные сравнения. Например, рассказ о героической пешке, которая через все преграды сумела достигнуть края поля и превратиться в ферзя. Также можно поиграть в ладью, за которой идёт охота и т. д.
  3. Обучение правилам игры. В форме занимательной истории следует познакомить ребят с понятиями «шах», «мат», «вилка», «рокировка» и пр.
  4. Решение отдельных шахматных задач (или этюдов). При этом лучше расставлять на доске не все фигуры, а лишь нужные для каждой конкретной ситуации.
  5. Игра в шахматы. Это непосредственно практическая часть обучения. Дети учатся распределять внимание по всей доске и познают саму атмосферу соревнования с противником.

В освоении «премудростей» шахматного поединка помогут различные дидактические игры. Можно использовать следующие варианты:

  • «Четвёртый лишний». На карточках изображён ряд шахматных фигур, среди них есть лишняя (прямоугольник, треугольник, песочные часы и пр.).
  • «Будь внимателен». На демонстрационном фрагменте произвольно размещены шахматные фигуры. Дошкольники должны запомнить расположение и воспроизвести его на своих карточках.
  • «Правильно-неправильно». На магнитной шахматной доске расположены фигуры в их начальной позиции. Некоторые из них занимают неправильную позицию. Дети должны определить, какие находятся в своём «домике», а какие заблудились.
  • «Что изменилось?». Педагог выставляет на стол несколько шахматных фигур. Затем воспитанники закрывают глаза, а воспитатель убирает или добавляет одну фигуру. Задача — найти её.
  • «Узнай фигуру по описанию». Воспитатель описывает шахматную фигуру, а ребята угадывают её. Например, «кто ходит только по диагонали» или «кто ходит вперёд на одну клеточку и бьёт другие фигуры тоже на одну клетку, но по диагонали».
  • «Чудесный мешочек». Воспитатель сообщает ребятам, что шахматным фигурам нравится играть в прятки. Из непрозрачного мешочка дети поочерёдно вытаскивают по одной шахматной фигуре и на ощупь угадывают их.
  • «Кто быстрее соберёт фигуры для сражения». Дети на скорость должны выстроить фигуры на доске.
Дети расставляют фигуры на шахматных досках

Можно предложить дошкольникам соревнование: кто быстрее правильно выстроит все фигуры на шахматной доске

Усилить интерес к шахматам поможет использование необычного оборудования для игры. К примеру, это фигуры в виде реалистичных воинов: ребята смогут проникнуться настоящим духом сражения. Можно предложить фигуры больших размеров, детей это всегда впечатляет. А саму шахматную доску можно сложить по принципу пазлов, это может быть и большой коврик для игр на улице.

На занятиях следует активно использовать художественное слово, например, загадки про шахматные фигуры:

  • Стою на краю, путь откроют — я пойду. Только прямо хожу, как зовут не скажу. (Ладья).
  • Маленькая, удаленькая, много полей вперёд прошла и фигуру нашла. (Пешка).
  • Два братца в одной армии служат, а на одной дороге встретиться не могут. (Слоны).

Старшим дошкольникам будут интересны любопытные сведения из истории шахмат. Всегда с интересом ребята слушают различные легенды. Можно рассказать им те, что связаны с древней игрой: легенда о зёрнах, о братьях Гаве и Талханде, «Белое и чёрное». Помимо таких красивых преданий, воспитатель может рассказывать детям современные литературные сказки о шахматах. Педагог, увлекающийся литературой и имеющий богатую фантазию, легко сочинит подобные истории и самостоятельно.

С помощью шахмат можно разыгрывать с детьми небольшие сценки, например, показать рыцарские сражения с участием воинов-фигур, которые защищают короля с королевой, или про одинокую пешку, которая искала себе друзей. Всё зависит от креативности воспитателя.

В занятие следует включать физкультминутки соответствующей тематики (ведь сидеть всё время за доской утомительно), например, сделать с детьми «Шахматную зарядку». Движения могут быть следующими:

  1. Взять в правую руку любую понравившуюся фигуру.
  2. Поднять руки вверх и переложить фигуру в левую руку.
  3. Опустить руки, наклониться вперёд и переложить фигуру обратно в правую руку.
  4. Присесть, руки завести назад и переложить фигуру в левую руку.

Шахматную тематику следует затрагивать и в продуктивной деятельности дошкольников. Например, устроить конкурс рисунков и поделок. Это может быть необычная доска или изображения отдельных фигур. Создавать композицию можно как на занятиях, так и дома всей семьёй.

Конкурс рисунков и поделок на тему шахмат

Тему шахмат можно успешно обыгрывать и на занятиях по изобразительному творчеству

Открытое занятие по шахматам и шашкам в ДОУ

Дети играют с карточками для выкладывания шахматного поля

Чтобы занятие получилось по-настоящему интересным, следует придумать определённый занимательный сюжет. Например, ребята отправляются в путешествие в Шахматное королевство, там они встречают Шахматного короля. Ребята должны показать ему свои знания о шахматах: они делятся на 2 команды, и педагог задаёт им вопросы и загадки. Можно провести мини-эстафету (например, кто из команд быстрее расставит пешки на доске, участвуют соответственно по 8 детей).

На открытом занятии по шашкам можно немного поговорить об истории этой настольной игры (какие-то сведения дети уже знают). Затем педагог даёт дошкольникам несколько полезных советов (например, продумывать действия на несколько шагов вперёд, стараться занимать своими фигурами центральные поля доски и пр.

Рекомендуется украсить помещение, где будет проводиться открытое занятие

Важное значение для успешного проведения мероприятия имеет оформление помещения: это может быть не только группа, но и музыкальный зал. Для самих же детей можно придумать оригинальные костюмы.

Дошкольники в костюмах шахматных фигур

Изготовить накидки шахматной тематики не сложно, однако за счёт подобных костюмов мероприятие будет смотреться более выигрышно

Как организовать турнир по игре в шахматы или шашки в детском саду

В конце учебного года по итогам занятий с шашками или шахматами обычно устраивается турнир. Для детей он должен стать настоящим праздником, который только усилит интерес к интеллектуальным настольным играм.

Сценарий здесь тщательно продумывается, к подготовке следует подключить музыкального руководителя (например, чтобы разыграть вначале мероприятие небольшой танец-сражение шахматных или шашечных фигур). Сюжетной линией турнира может стать бой средневековых рыцарей или война грибов и ягод (по мотивам русской народной сказки).

На турнире обязательно должны быть игровые персонажи в соответствующих костюмах

Следует красиво обыграть открытие турнира. Это может быть танец, сценка либо просто торжественная речь воспитателя.

Дети в костюмах шахматных фигур на открытии турнира

Турнир может включать в себя элементы театрализации или хореографии

Главная же часть турнира — это соревнования между парами дошкольников. Если они играют в шашки, то поединков можно сделать несколько: победившие в первом туре ребята играют ещё раз уже друг с другом и т. д. Если используются шахматы, то выделяются трое ребят, которые первыми одержали победу над противником.

Дети играют в шашки в ходе турнира, родители наблюдают

Основная часть турнира — непосредственно игра

Самая торжественная часть — это подведение итогов с вручением почётных грамот.

Победители турнира держат в руках грамоты

Победителей турнира обязательно нужно поощрить грамотами

На шахматный или шашечный турнир обязательно приглашаются родители, другие педагоги детского сада. Организуется жюри, арбитры, которые контролируют выполнение всех правил.

Жюри на турнире

На турнире обязательно присутствует жюри из педагогов или родителей

К турниру можно приурочить семейный конкурс на изготовление поделок шашечной или шахматной тематики, например, самых креативных шашек (из любого материала). При этом родители также поощряются небольшими призами или грамотами.

Конкурс креативных шашек среди родителей

К турниру можно приурочить конкурс на изготовление самых оригинальных шашек

Рабочая программа кружка по шахматам и шашкам в ДОУ

Чаще всего занятия по игре в шашки и шахматы в ДОУ практикуются в рамках кружковой работы. Она организуется в старшей и подготовительной группе. Воспитатель заранее готовит программу кружка, где обосновывает актуальность занятий, их цели и задачи, представляет учебно-тематический план.

Игры в шашки и шахматы станут для дошкольников увлекательным интеллектуальным досугом. Они помогут развить ценные качества личности, которые пригодятся в жизни. Талантливый педагог поможет ребятам быстро освоить премудрости этих игр, и, возможно, в будущем кто-то из воспитанников станет настоящим чемпионом. Задача воспитателя — преподнести деятельность в максимально увлекательной форме, с помощью различных приёмов стимулировать детский интерес.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейный портал