Согласные звуки звонкие глухие сонорные

Трудности в русском языке

В первую очередь ребенок должен узнать, что все буквы, кроме мягкого и твердого знаков, обозначают определенные звуки.

Во время изучения алфавита, нужно помочь малышу запомнить, что звуки делятся на гласные и согласные.

Важно объяснить первокласснику, что ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным звукам. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.

Когда ребенок выучит, что в русском языке 21 согласная буква, и запомнит каждую из них (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), можно смело рассказывать ему о том, что существуют согласные твердые и мягкие.

Начать следует с исключений, рассказав историю о 6 упертых буквах: эти буквы ни за что на свете не хотят меняться. Например, существуют всегда мягкие согласные звуки, которые никогда не становятся твердыми, какая бы буква за ними не следовала. Есть и их полная противоположность всегда твердые согласные звуки, которые не хотят становиться мягче.

Таким образом, можно начертить вместе с первоклассником таблицу, которая поможет ему запомнить, что существуют неизменно мягкие и твёрдые согласные звуки. Позвольте ребенку первое время при выполнении заданий держать ее перед глазами до тех пор, пока он хорошо не запомнит содержимое таблицы.

[Ч’], [Щ’], [Й’] [Ц], [Ж], [Ш]
  • если за ним следует мягкий знак, например, ЛЬВЯТА ([л’]);
  • в случаях, когда после согласного (кроме всегда твердых) идут такие гласные, как Е, Ё, И, Ю, Я, к примеру, СНЕГИРЬ ([н’], [г’]), МЁД ([м’]), ЛЮДИ ([л’]), МЯЧ ([м’]).
  1. как определить мягкость или твердость по гласной,
  2. какие звуки всегда мягкие,
  3. только звук, а не буква, бывает мягким или твердым.

Например, спросите у ребенка: буква Ч мягкая или твердая в словах ЧУЧЕЛО и ЧЕЛОВЕК?

  • твердым знаком, к примеру, ПОДЪЕЗД ([д]);
  • гласными А, О, У, Ы, Э: КУКЛА ([к], [л]), ДЫМ ([д]), ДОМ ([д]);
  • согласным звуком: ТОРТ ([р]);
  • а также в конце слова, если звук не относится к тем, что всегда мягкие: ШАР ([р]).
[б] — [б’] бал – белка
[в] — [в’] волк – вилка
[г] — [г’] год – гиря
[д] — [д’] дом – детки
[з] — [з’] зонт – зима
[к] — [к’] кот – кит
[л] — [л’] лото – лето
[м] — [м’] мука – миска
[н] — [н’] нос – низ
[п] — [п’] пыль – пёс
[р] — [р’] род – ряд
[с] — [с’] сыпь – сеть
[т] — [т’] таз – тир
[ф] — [ф’] фон – филин
[х] — [х’] ход – хит

Первоклассник должен запомнить, что звук мягкий или твердый, так как за ним идет определенный гласный.

Согласные звуки звонкие глухие сонорные

За произнесение каждого звука отвечает определенная комбинация органов артикуляционного аппарата. Детям можно подсказать, как легко распознать мягкие и твердые согласные по положению губ.

Если, произнося слоги, ребенок улыбается, то есть уголки его губ расходятся в стороны, то такие слоги содержат в себе мягкие согласные звуки. Если же при произнесении слога «веселиться» не хочется, то на пути малыша встретился твердый согласный. Так учить мягкие и твердые звуки станет проще и веселее.

Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.

33 буквы составляют русский алфавит, 21 из них являются согласными, однако следует отличать буквы от звуков. Буквой является знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме – обозначить с помощью транскрипции – [б], [в], [г]. Они несут в себе определенную смысловую нагрузку, соединяясь между собой, образуют слова.

36 согласных звуков: [б], [з], [в], [д], [г], [ж], [м], [н], [к], [л], [т], [п], [т], [с], [щ], [ф], [ц], [ш], [х], [ч], [б’], [з’], [в’], [д’], [й’], [н’], [к’], [м’], [л’], [т’], [с’], [п’], [р’], [ф’], [г’], [х’].

Согласные звуки делятся на:

  • мягкие и твердые;
  • звонкие и глухие;
  • парные и непарные.

Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.

В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.

Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:

  • если буквы а, о, у, э, ы следуют после них – [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
  • после них стоит другой согласный звук – [ворс], [град], [брак];
  • если звук стоит в конце слова – [мрак], [друг], [стол].

Согласные звуки звонкие глухие сонорные

Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль – [мол’], мел – [м’эл], калитка – [кал’итка], пир – [п’ир].

Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные — только [ш], [ц], [ж].

Согласный звук станем мягким, если после него стоит «ь» и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген – [г’эн], лён – [л’он], диск – [д’ыск], люк – [л’ук], вяз – [в’яз], трель – [тр’эл’].

По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].

  • Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].
  • Если звук образуется без участия голоса, его называют глухим: [т], [к], [п], [ф], [х], [щ], [ф], [ш], [ч], [ц].
  • Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ’ука], [хор], [цар’], [ч’ан].

К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] — [п], [ж] — [ш] , [г] — [х], [з] — [с]. [д] — [т], [в] — [ф]. Примеры: быль — пыль, дом — том, год — код, ваза — фаза, зуд — суд, жить — шить.

Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].

Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] — [р’], [п] — [п’], [м] — [м’], [в] — [в’], [д] — [д’], [ф] — [ф’], [к] — [к’], [з] — [з’], [б] — [б’], [г] — [г’], [н] — [н’], [с] — [с’], [л] — [л’], [т] — [т’], [х] — [х’]. Примеры: быль — бель, высь — ветвь, город — гепард, дача — дело, зонт — зебра, кожа — кедр, луна — лето, монстр — место, палец — перо, руда — река, сода — сера, столб — степь, фонарь — ферма, хоромы — хижина.

Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.

Таблица. Согласные: твердые и мягкие
  1. Парные
  2. Твердые — перед буквами А, О, У, Ы, Э
  3. Мягкие — перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я
Твердые и мягкие согласные
б бал б’ битва
в вой в’ веко
г гараж г’ герой
д дыра д’ дёготь
з зола з’ зевок
к кум к’ кеды
л лоза л’ листва
м март м’ месяц
н нога н’ нежность
п паук п’ песня
р рост р’ ревень
с соль с’ сено
т туча т’ терпение
ф фосфор ф’ фирма
х худоба х’ химия
Непарные ж жираф ч чудо
ш ширма щ лещина
ц цель й войлок

Запомнить согласные звуки поможет и другая таблица.

Таблица. Согласные: звонкие и глухие
Парные Звонкие Глухие
Б П
В Ф
Г К
Д Т
Ж Ш
З С
Непарные Л, М, Н, Р, Й Х, Ц, Ч, Щ
  • Буквы ровно 33 в русском алфавите,
  • Чтоб узнать, сколько согласных —
  • Десять гласных отнимите,
  • Знаки — твердый, мягкий —
  • Сразу станет ясно:
  • Получается число ровно двадцать одно.
  • Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,
  • Но вовсе не опасные.
  • Если произносим с шумом, то они глухие.
  • Если голос ярко слышен, значит, звонкие такие.
  • Звуки согласные гордо говорят:
  • Они по-разному звучат.
  • Твердые и мягкие
  • На деле очень легкие.
  • Одно простое правило запомни навсегда:
  • Ш, Ц, Ж — тверды всегда,
  • А вот Ч, Щ, Й — только мягки,
  • Как кошачьи лапки.
  • А другие смягчим так:
  • Если добавим мягкий знак,
  • Тогда получим ель, моль, соль,
  • Какой же хитрый знак такой!
  • А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,
  • Получим мягкую согласную.
  • Знаки-братья, мягкий, твердый,
  • Мы не произносим,
  • Но чтоб слово изменить,
  • Их помощи попросим.
  • Всадник скачет на коне,
  • Кон — используем в игре.

Алексей Николаевич Толстой сказал, что нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет. Такая «живость» нашего родного языка, является заслугой входящих в его состав слов. Но, прежде чем их научиться использовать, нужно выучить буквы и звуки. О них и пойдет речь в этой статье.

Изучая с ребенком язык, нужно четко дать ему понять различия между устной и письменной речью. Для этого важно ему дать понятие о том, что такое звук, а что – буква.

Звуки — это то, что мы воспринимаем своим слухом. То, что относится к речи наш мозг легко отделяет от остальных звуков и интерпретирует их в образы. Звуки речи мы можем записать буквами, формируя из них слова.

Буква — это графический символ алфавита, благодаря которому мы можем отобразить на бумаге, то что слышим на слух. Но, тут для ребенка кроется очень большая сложность. Ведь количество звуков и букв, их воспроизводящих на бумаге, в разных словах может отличаться как в одну, так и в другую сторону.

Разнообразие букв и звуков в русском алфавите: согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие, сонорные звуки

ВАЖНО: Звуки мы слышим и можем произвести своим речевым аппаратом. Буквы можем видеть и записать! Звуки есть во всех языках. Даже в тех, где нет письменности.

В таком слове как «стул» буквы соответствуют звукам. Но, в слове «солнце», буква «Л» не произносится. Также не произносятся буквы «Ъ» и «Ь». Они лишь несколько изменяют произношение слов, в которых используются.

Также есть такое «школьное» слово как «Циркуль». В котором вместо звука [И] произносится звук [Ы].

В русском языке еще очень много слов, которые произносятся не так, как записываются буквами. Поэтому ребенку очень важно научиться правильно понимать такое отличие.

Алфавит

Язык — это главное изобретение человечества. Причем у каждого народа, который создал свой язык он отличается особенностями, свойственными этому народу.

На определенном этапе развития общности, которая использует тот или иной народ, появляется потребность в записывании звуков речи, соединенные в слова и предложения. Так появилась письменность, а одновременно с ней алфавит.

То есть набор всех букв используемой в письменности, стоящих в строгом порядке.

Порядок букв в русском алфавите

Звонкие и глухие

Тема, класс: Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. 5 класс
  • Обучающие:
  •        систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков;
  •        дать понятие твёрдости-мягкости, звонкости-глухости
  •        формировать умение различать их;
  •        составление транскрипции слов.
  •         расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие;
  • Развивающие:
  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.

Урок русского языка в 5 классе «Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие»

Звонкие и глухие

Но в русском языке звонкая буква не всегда обозначает звонкий звук (и наоборот: глухой согласный не всегда обозначает глухой звук). Это зависит от положения буквы в слове.

Звонкий согласный часто оглушается в конце слова. Например в слове «дуршлаг» мы на конце читаем «к», потому что звук в слабой позиции. Также может оглушаться перед глухим согласным. Например, слове «походка» мы произносим как «пахотка».

Например: «лодка» — «лодочка», «гриб» — «грибной».

Таблица

Парные Звонкие Глухие
Б П
В Ф
Г К
Д Т
Ж Ш
З С
Непарные  
Л, М, Н, Р, Й
(сонорные)
Х, Ц, Ч, Щ

Также парными по глухости/звонкости являются пары мягких согласных, от указанных в таблице. Например: «б’ — п’», «в’ — ф’».

Твердые и мягкие

В словах одна и та же буква может обозначать и твердые и мягкие звуки. Это связано с влиянием последующих согласных на мягкость/твердость. Перед А, О, У, Ы, Э звучат твердые согласные, перед И, Е, Ё, Ю, Я — мягкие.

Таблица

  • Парные
  • Перед А, О, У, Ы, Э – твердые.
  • Перед И, Е, Ё, Ю, Я – мягкие.
                              Твердые              Мягкие
бал б б белый
ваза в в вязать
гора г г гимн
дым д д дядя
зола з з зима
куры к к кирпич
лак л л лес
море м м мир
наш н н няня
порт п п песня
роза р р резьба
сам с с синий
туча т т тюлень
фары ф ф фильм
холка х х Хельсинки
Непарные  
ж, ш, ц
             ч, щ, й

Однако именно в первом классе происходит изучение самых главных основ, без усвоения которых в будущем будет очень сложно понять элементарные понятия.

Разнообразие букв и звуков в русском алфавите: согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие, сонорные звуки

Алфавит — это скелет любого языка, именно поэтому первоклашки так тщательно его изучают, а задача учителя и родителей помочь сделать его изучение интересным и познавательным.

Согласно реформе 1942 года нынешний русский алфавит состоит из 33 букв. До указанного периода в русской кириллице было 32 буквы, ибо гласные буквы Ее и Ёё воспринимались как единый вариант одной буквы.

Несмотря на то, что русский алфавит представлен 33 буквами, звуков в русской азбуке 42. Среди них разделяют гласные  (их всего шесть) и согласные (их намного больше — 36).

Во время звуко-буквенного анализа слова следует четко различать, что из себя представляют буквы и  звуки.  Буква — это другими словами иероглиф, который видят и используют в письменной речи, а звук —  людьми произносится и слышится.

Кроме гласных и согласных в кириллице представлены еще две буквы — ь, ъ — которые не издают звука, а используются исключительно для вспомогательных целей.

Разнообразие букв и звуков в русском алфавите: согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие, сонорные звуки

Й — в русской кириллице причисляют к согласным буквам, так как:

  • она не образует слог, в отличие гласных;
  • для ее произношения используется рот и зубы, а во время произношения гласных  рот не сжимается.

Все звуки в русской азбуке подразделяются на гласные и согласные. При соединении друг с другом они образуют слоги, а из слогов образуются слова. Каждое слово содержит важнейший доминирующий слог — это ударный. В ударной позиции гласный звук всегда находится под ударением, а все остальные гласные являются безударными. Ударные гласные стоят всегда в сильной позиции.

Фонетика русской речи существенно отличается от иных языков. Она подразделяет все согласные  на звонкие и глухие. Те, для произношения которых используется голос и шум, общепринято называть звонкими. Те, для произношения которых используется исключительно шум, — глухими.

Кириллица русской речи представлена 36 согласными звуками, они в свою очередь классифицируются филологами на звонкие и глухие. В звонкости звука участвует голос, если голос не присутствует, то следует, звук — глухой.

Русский язык – это один из самых непростых предметов, который преподают в школе. Чтобы стать грамотным, ученику придется выучить множество правил о написании слов. Далее изучим звонкие и глухие, твердые и мягкие парные согласные звуки.

Еще рассмотрим и непарные звуки, которые встречаются в русской грамматике. Интересно то, что звуки при чтении или разговоре произносят несколько иначе, чем они пишутся под диктовку. Потому каждый ученик должен еще в школе обучиться правильному правописанию.

Благодаря речевым способностям человека и помощи языка мы способны произносить различные звуки. А слуховой естественный аппарат помогает людям распознать эти звуки. Но дальше мы не будем изучать природные возможности человеческого организма. Остановимся на том, как пишутся и звучат согласные звуки и какие они бывают.

Классификация согласных звуков

По правилам грамматики, согласные бывают:

  1. Глухие, звонкие – произношение их разнится, благодаря работе речевого аппарата человека.
  2. Мягкие, твердые – большую роль играет в определении таковых согласных последующая буква после согласной, стоящая после нее.

Уже из самого словосочетания – парные согласные понятно, что это буквы, что имеют схожую пару по звучанию. Так схожими по звуку могут быть звонкие, глухие согласные звуки.

Некоторые буквы разнятся, как говорилось выше, и они имеют пару, а другие без пары. В схеме глухие-звонкие – непарными являются такие, как: х, ч, ц, м, л, й, щ. Эти согласные надо запомнить.

Задание: написать правильно глухую или звонкую согласную

ВАЖНО: В алфавите русского языка есть согласные буквы, они имеют свой определенный контекст.

Согласные звуки [ц]; [ч]; [н]; [й]; — к каким их можно отнести? [Ц] – это глухой звук; [ч] – глухой согласный; [н] – звонкий звук; [й] –  звонкий согласный – это следует запомнить в обязательном порядке.

Звонкие звуки сложно проговаривать тихо шепотом. Примеры слов, в которых все согласные относятся к звонким: зола, гордыня, зазор, Рим, ром, зона.

Но не у всех звонких есть своя пара глухого звука.

Виды согласных

Благодаря изучению в школе этой темы учащиеся способны грамотно потом писать.

Ведь существуют правила о написании и проверке той или иной парной согласной, в частности рассмотрим примеры: снег(х), проверить можно: чего нет? Снега, столб(п) – проверяется, как столбы, хлеб(п) (проверка – чего нет? Хлеба).

Русская речь богата целым арсеналом слов близких по звучанию, но с различным значением. Так сменив звонкий согласный на глухой, можно получить совершенно другое слово по смыслу. Примеры: зуд – суд, гора – кора, жар – шар.

Упражнение для закрепления тематики: парных глухих, звонких согласных

Имеется много наглядных примеров, благодаря которым можно разобраться в правописании звонких, глухих парных согласных. Смотрите некоторые из них:

  • Код(т) – проверить можно так: коды
  • Стог(х) – проверочное слово: стогами
  • Лошадь(ть) – проверить можно так: лошади
  • Лодка – слышится (т). Проверка слова: лодочка.

Как видите, проверить правописание согласных звуков не составит особого труда, а благодаря примерам можно запросто научить этой теме и ребенка.

Все звонкие, глухие звуки согласных, кроме шипящих бывают твердые, мягкие.

К примеру: твердый звук [б] был – [б`] бил; [т] ток – [т`] тёк. Когда вы произносите твердые согласные, то язык кончиком прикладывается к небу.

А мягкие получаются, когда средняя часть языка прижимается к небу. Мягкая или твердая согласная буква — определяется это по следующей за согласной букве.

В свою очередь гласные буквы тоже имеют свои пары: ы-и, а-я, э-е, у-ю, о-ё.

Какие гласные дают твердость согласному звуку?

Например, слово – енот. Его произносят так: [й] [э] [н] [о] [т]. Или слово – тина.

Оно произносится как: [т’] [ы] [н] [а].

Буквы: ы, у, а, о, э имеют лишь один звук, потому никак не влияют на впереди стоящий согласный звук.

Пример мягких, твердых звуков: Липа – лыжи, мел – мэр, дым – дело.

Фонетическая транскрипция: [Л’ыпа] – [лыж’ы], [м’эл] – [мэр], [дым] – [д’эло].

Из примеров видно, что твердые согласные звуки стоят перед ы, о, э, а, у, а мягкие перед: и, я, е, ю, ё.

Еще мягкие звуки могут стоять перед мягким знаком, пример: килька, кисть, лень, тюль, моль.

Гласные, которые смягчают согласный звук

Заимствованные слова с гласной – е обычно произносят твердо. Пример: фейк, [фэй’к].

Согласные звуки всегда мягкие, если они пишутся перед: ь. Исключение – это такие буквы: ж, ц, ш – они всегда твердые. А мягкие – это щ, й, ч. Примеры: щавель, йод, чайка.

Твердые согласные, на которые не влияет последующая буква

Твердые согласные звуки могут образовывать себе мягкую пару, смотрите ниже таблицу и примеры этих букв далее.

Таблица

 Твердые согласные звуки  Мягкие согласные звуки Примеры с твердыми и мягкими согласными звуками
[б] [б’] быт – бит, быть – бить
[п] [п’] пыль – пил, пан – пьян
[в] [в’] выл – вил, вата – Вятка, готова – готовь
[ф] [ф’] фонарь – филин, эффект – факт
[д] [д’] вода – води, дыра – динар
[с] [с’] весы – весь, сыр – сера
[з] [з’] воз – вези, заря – зеро
[н] [н’] ноша – няша, кон – конь
[г] [г’] горб – герб, нога – ноги
[к] [к’] сорок – сороки, кот – кит
[м] [м’] мол – мел, мал – мил, мат – мята
[т] [т’] бит – бить, туман – темень
[л] [л’] мол – моль, лось – лес
[х] [х’] ухо – ухи, хороший – хитрый
[р] [р’] роса – рис, рысь – ряска.

Отличительные черты

Как отличить сонанты:

  • Сонорные фонемы или сонанты фонетически контрастируют с придыхательными согласными, при произнесении которых в голосовом тракте образуется турбулентный поток.
  • Сонорные элементы речи являются только звонкими. Это связано с тем, что при артикуляции этих звуков шум подавляется голосовым тоном и становится практически бесшумным. Такая особенность позволяет говорить о близости сонорных согласных и гласных. При артикуляции придыхательных согласных, а также фрикативных фонем, напротив, ядро звука составляет шум, а не тон.
  • Именно поэтому в конце слова сонорные фонемы никогда не произносятся глухо. Та же закономерность наблюдается, когда сонант предшествует глухому согласному. Так, в русском слове «компания» [м] произносится звонко перед глухим [п]. При этом шумные глухие согласные в подобной ситуации будут произноситься с озвончением: косьба — [коз’ба]. По этой же причине сонанты не имеют парных глухих фонем.
  • Сонорные звуки, подобно остальным согласным, могут образовать слог, что делает их одновременно похожими и на согласные, и на гласные.

Характеристика сонорных согласных

Классификация сонантов основывается на нескольких принципах. Звуки различают по месту и способу их образования, а также по типу фонации.

По месту образования выделяют губно-губные ( [м] , [м’]), язычно-губные ( [н] , [н’]), язычно-альвеолярные ( [л], [л’], [р], [р’]) и язычно-средненёбные согласные ([й]) .

По способу образования сонанты могут быть: смычно-проходными ( [н] , [н’], [м], [м’]), дрожащими ( [л], [л’], [р], [р’]) и щелевыми ( [й]).

По типу фонации (силе выхода звука) абсолютное большинство сонорных согласных является звонкими.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейный портал