Сообщение на тему прямая речь

Понятие о прямой речи и словах автора

Прямая речь — это воспроизведенное чужое высказывание, в котором сохранены его лексические, синтаксические и интонационные особенности. Прямую речь сопровождают слова автора, из которых становится известно, кому принадлежит мысль, при каких обстоятельствах и как она будет выражена.

«Вася! Иди сюда!» — крикнул со двора отец.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Оформление кавычками прямой речи является обязательным правилом, причем в кавычки следует брать вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие, которым заканчивается предложение. Точку и запятую нужно выносить за кавычки. Однако если в кавычках уже есть знаки, вопросительный или восклицательный, или многоточие, то ни точка, ни запятая за кавычками не ставится. Прямая речь может состоять из одного или нескольких предложений, а также его частей.

Если происходит оформление прямой речи в тексте, слова автора могут находиться перед, внутри или после нее.

Когда слова автора находятся перед прямой речью, то в них обычно сказуемое стоит после подлежащего; если после или внутри — то сначала идет сказуемое, затем подлежащее:

  • Бабушка спрашивает: «А что, детки? Хотите пирожков?»
  • «А что, детки? — спрашивает бабушка. — Хотите пирожков?»
  • «А что, детки? Хотите пирожков?» — спрашивает бабушка.

Усвоить употребления знаков препинания в конструкциях при оформлении прямой речи (П, п) со словами автора (А, а) можно, пользуясь следующим схемами:

  • А: «П».
    Мать умоляла Николая: «Сын, не трогай собаку».
  • А: «П?»
    Бабушка спросила: «Есть будете?»
  • «П», — а.
    «Запомните это место, Евгений», — сказал Брянский.
  • «П?» — а.
    «Все живы и здоровы?» — крикнула Мышь Крысе.
  • «П, — а, — п».
    «Быть хорошим гравером, — говорил Тарас, — значит, распространять прекрасное и поучительное в народе».
  • «П, — а. — П?»
    «Это наша электростанция, — объяснял Иван Федорович. — Разве не красавица?»
  • «П? — а. — П».
    «В какой госпиталь? — удивился Валерий. — Я вполне здоров».
  • «П! — а. — П».
    «Ох, голубчик! — лиса застонала. — Хотя бы уже и не жить, как такое терпеть».
  • «П? — а: — П».
    «Ну что, покатать тебя на самолете? — спросил Михаил у брата и, увидев умоляющие глаза Андриана, добавил: — Тебе нельзя, малый еще».

Следует обратить внимание на то, что выделяются слова автора запятой и тире с обеих сторон тогда, когда они находятся внутри выраженной повествовательным предложением прямой речи. Если слова автора заканчиваются указанием (добавил, сказал, возразил, ответил), что продолжается прямая речь, оформление второй части следует начинать с заглавной буквы; после слов автора, в этом случае, нужно ставить двоеточие и тире.

Передача прямой речи косвенной

  • «П», — а. «Пишем диктант», — предупредил учитель.
  • «П!?…» — а. «Помните правила?» — спросил учитель.

Сообщение на тему прямая речь

В жизни и в литературе часто приходится прямую речь заменять косвенной, то есть передавать ее своими словами. Предложение с прямой речью становится тогда сложноподчиненным, в котором главное предложение образует слова автора, а подчиненное — прямую речь; для связи главной и подрядной частей употребляются союзы «чтоб» или «а», также местоимения и наречия:

  • «Вы поедете на теплоходе в Канев?» — спросил старшеклассников учитель.
  • Учитель спросил, поедут ли старшеклассники на теплоходе в Канев.

Вопросы, выраженные подрядным предложением, называются косвенными; в конце такого предложения знак не ставится.

Чужое высказывание, переданное от имени рассказчика вместе со словами автора, называется косвенной речью. Когда чужое высказывание передают от себя, то есть косвенной речью, то слова автора делают главным предложением, а прямую речь — подрядным.

Диалог

Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.

Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.

(Чуковский)

О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.

Разновидностью прямой речи является диалог. Диалог — это беседа двух или более лиц. Отдельные сообщения и вопросы, из которых складывается диалог, называются репликами. При репликах слова автора часто отсутствуют. В драматических произведениях слова автора называются ремарками.

Знаки препинания при диалогах

— Мама! А у солнца есть дети?— Есть.— А где же они?— Где? А на небе… те звездочки, что ночью сияют, — это дети солнца…

М а л ь ч и к. У меня уши замерзли…Д е в о ч к а. Надвинь шапку!

Во всех случаях оформление прямой речи начинается с заглавной буквы.

Прямая речь внутри слов автора

  • А: «П», а. Учитель предупредил: «Пишем диктант», открыл книгу и начал диктовать.
  • А: «П» — а. Учитель предупредил: «Пишем диктант» — и открыл книгу.
  • А: «П!?…» — а. Учитель спросил: «Готовы к диктанту?» — и обвел всех взглядом.

Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора. Мысленно выбрасываем прямую речь:

  1. Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи. Правило:
    запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора.
  2. Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна — после прямой речи ставим тире. Правило:
    тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора.

В третьем же случае не нужно ничего мысленно выкидывать — достаточно того, что в конце прямой речи стоит восклицательный знак, или вопросительный, или многоточие. Это и есть основание для постановки тире. Правило:тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком.

  • «П, — а. — П». «Сегодня пишем диктант, — сказал учитель. — Открывайте тетради».
  • «П!?… — а. — П». «Готовы? — спросил учитель. — Тогда начинаем».
  • «П, — а, — п». «Ребята, — обратился учитель, — сегодня пишем диктант».

Схемы оформления цитат

Цитаты чаще всего оформляются по правилам для прямой речи ↑.

Сообщение на тему прямая речь

Читайте по теме:— Четыре случая, когда кавычки при прямой речи не нужны— Знаки препинания перед прямой речью, начинающейся с абзаца (например, при оформлении диалога)— Нестандартное оформление прямой речи: точка вместо запятой и слова автора с большой буквы— Сочетаем знаки конца предложения с кавычками

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Цитата — это дословно приведенный отрывок из какого-то произведения или текста для доказательства или иллюстрации того или иного мнения. Цитата обязательно берется в кавычки.

  1. Ничего в цитате менять нельзя, даже знаки препинания. Когда цитата приведена не полностью, пробелы в ней следует обозначать тремя точками.
    Цитирование бывает двух видов: в виде прямой речи и в виде косвенной речи.
  2. Если цитата приведена в виде прямой речи, то оформление знаков препинания при ней нужно делать так же, как и оформление прямой речи на письме.
  3. Если цитата приводится как составная часть в авторском предложении, тогда к ней применяются такие же требования, как и к косвенной речи.
  4. Если цитата подается в форме стиха, то она в кавычки не берется.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейный портал