Особенности внимания у детей 3-7 лет

Внимание бывает разным

Внимание — это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.

Внешнее внимание обращено на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей. Такое внимание можно наблюдать у ребенка с самого рождения: поворот головы в сторону звука, фокусирование взгляда на лице мамы.

Нормы концентрации

Под концентрацией внимания понимается временной отрезок, в течение которого человек способен удерживать сосредоточенность на каком-то одном действии. У детей она может иметь различную продолжительность в зависимости от возраста, однако даже количество прожитых лет не является основополагающим фактором. Норма зависит от индивидуальных особенностей малыша. В таблице представлены конкретные показатели.

Возраст, лет Норма, минут
2 4-10
3 5-15
4 8-20
5 10-25
6 11-30
7 15-35

Показатели могут быть как увеличены, так и уменьшены, ведь внимание, как и тело, и мозг, можно тренировать специальными упражнениями. Регулярные занятия с дошкольником подарят родителям и ребенку хорошее настроение, а также будут очень полезны для совершенствования умения концентрироваться на чем-то и сохранять эту сосредоточенность.

Свойства внимания

Также внимание дошкольника обладает следующими свойствами: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, за которыми ребенок может следить. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как в четыре-пять лет), а три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Объем внимания сужается, если ребенок видит предметы впервые. При этом яркий внешний вид или размер объектов в возрасте 6 лет становятся менее важны, чем в 3-4 года.

Устойчивостьпоказывает, как долго ребенок может сосредотачиваться на объекте или выполняемой деятельности. Считается, что к 5-6 годам дети могут удерживать внимание до 2 часов, в зависимости от вида деятельности – игра или же монотонное, скучное занятие.

Концентрациявнимания показывает, насколько интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, способен ли он сопротивляться отвлекающим моментам.

Избирательностьвнимания позволяет ребенку сосредоточиться на определенной части объекта, что помогает ему успешно решить задачу.

Распределениеозначает возможность уделять равнозначное внимание нескольким объектам, выполнять несколько различных действий без ошибок.

Переключаемостьвнимания способствует быстрому переключению с одного вида деятельности на совершенно иной, при этом ребенок испытывает определенное нервное напряжение, которое с возрастом становится менее выраженным.

Обычно в дошкольном возрасте распределение и переключаемость недостаточно развиты, поэтому следует делать на них акцент во время занятий с ребёнком. При этом следует учитывать личностные особенности малыша и не требовать от него невозможного.

Важно, чтобы ребенок расширял возможности своего внимания, не испытывая при этом большого нервного напряжения, тогда любопытство, жажда познания и живость мышления очень помогут ему в дальнейшей школьной жизни.

14.07.2011

Формирование внимания

Особенности внимания у детей 3-7 лет

Психологи выделяют 6 стадий развития внимания у детей.

  1. Рассеянное (от 0 до 1 года). Дети способны отвлечься на любой шум или новую игрушку.
  2. Фиксированное (1-2 года). Малыш, занятый своим делом, настолько им поглощен, что не замечает ничего вокруг.
  3. Гибкое одноканальное (2-3 года). Может прекратить свое занятие, услышав обращение к себе, но очень быстро к нему вернется.
  4. Сложившееся одноканальное (3-4 года). Дети могут переключаться с одного процесса на другой, прерывать свои занятия, затем вновь к ним возвращаться.
  5. Двухканальное непродолжительное (4-5 лет). Ребенок получает способность делать два дела одновременно – к примеру, играть и слушать, что ему говорит мама. При необходимости выполнить сложное действие способен сконцентрироваться именно на нем.
  6. Сложившееся двухканальное (5-6 лет). Может одновременно делать два дела, именно поэтому тренировки внимания следует начинать с этого возраста.

Знание этих этапов поможет родителям лучше понять ребенка.

Упражнения для школьников (1-4 класс).

Можно выделить следующие типы заданий на внимание для 5–6 лет.

    • Повторение. Родитель рисует на бумаге ряд из 2–3 повторяющихся фигур, задача ребенка – определить, какая из них должна идти следующей, и завершить ряд. Вместо фигур можно строить ряды из букв.
    • Поиск лишнего. Сначала задание носит простой характер: например, малышу предлагается 10 треугольников и 1 квадрат или 5 животных и одно растение. Постепенно усложняем: представлены 5 садовых и 1 полевой цветок.
    • Найти отличие. Игра хорошо знакома всем. Перед ребенком выкладываются две почти одинаковые картинки, его задача – найти те детали, которые несколько различаются. Уровень сложности также варьируется в зависимости от подготовленности.
    • Вариация предыдущего задания – найди два одинаковых. Ребенку предлагается иллюстрация, на которой изображено несколько предметов, например ваз, которые отличаются между собой незначительными деталями. Дошкольник должен внимательно рассмотреть модели и найти среди них две идентичные. На первых этапах работы лучше использовать картинки с явными отличиями, это поможет ребенку обрести уверенность в себе и подкрепит его интерес. Далее задания усложняются.
    • Работа с картинками. Есть специальные иллюстрации, на которых животные, например тигры или волки, представлены в завуалированной форме. Можно предложить ребенку найти их все.
    • Соотнесение предмета и его тени.
  • Раскрашивание по цифрам. Родитель дает ребенку черно-белую картинку, которую нужно сделать цветной, при этом сам рисунок разделен на фрагменты, каждый из которых отмечен своей цифрой. Отдельно выдается расшифровка цифр (например, 6 – это розовый, 5 – красный). Задача малыша – внимательно раскрасить изображение, не путая тона.
  • Рисование по цифрам. Очень хорошее упражнение для дошкольников, знакомых со счетом до ста, и ребят младшего школьного возраста. Ребенку предлагается картинка, состоящая пока только из точек, рядом с которыми указано какое-то число. Малыш должен соединить их, продвигаясь по порядку: сначала найти 1, потом соединить ее с 2 и так далее.

Развитие ребенка – не только долгий, но и сложный процесс. Он включает в себя несколько этапов и требует концентрации на пяти основных навыках – внимании, логики, памяти, эрудиции и обучаемости. Сегодня мы подробно поговорим о внимании и рассмотрим несколько полезных упражнений вместе с вами.

Есть несколько факторов, влияющих на скорость формирования навыка внимания в процессе обучения. Вот некоторые из них:

  • индивидуальный темп обучения;
  • отсутствие длительных пауз в процессе обучения
  • опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
  • опора на уже существующие знания и умения;
  • сопровождение интеллектуальной деятельности специальной двигательной активностью;
  • отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений, музыки и разговоров);
  • чёткость и краткость пояснений взрослых/условий задачи, которую необходимо решить.

Развитие внимания начинается с первых месяцев жизни ребенка и продолжается по мере взросления. Оно подразумевает под собой укрепление непроизвольного и формирование навыка произвольного внимания.

Наиболее существенное влияние на развитие внимания у ребенка оказывает речь, развиваемая под воздействием обучения, копирование поведения взрослых людей и умственная деятельность.

В играх для детей-дошкольников нужно делать упор на формирование произвольного внимания. Родителям и педагогам необходимо учитывать психологические и возрастные особенности ребенка, последовательно знакомить его с новым материалом, опираться на уже существующие знания и умения.

Упражнение №1.Поставьте перед ребенком любой предмет – это может быть плюшевая игрушка или какая-то декоративная статуэтка. Попросите его внимательно изучить предмет в течение нескольких минут, затем уберите вещь. Ребенок должен закрыть глаза и как можно подробнее описать предмет. После верните вещь на место и попросите ребенка назвать «пропущенные» детали.

Упражнение №3.«Назови цвет». Возьмите лист бумаги и напишите названия цветов фломастерами или карандашами, не соответствующими им: например, слово «красный» — черным цветом, а слово «желтый» — голубым. Покажите ребенку то, что у вас получилось, и попросите назвать цвета, которыми написаны слова. Ребенок должен сосредоточиться на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

Можно разнообразить игру и добавить одно слово, цвет которого будет соответствовать его значению (например, напишите «зеленый» зеленым фломастером). Попросите ребенка найти его среди «неправильных» слов.

Задачи для школьников улучшают такие характеристики внимания, как переключаемость, распределение и концентрация. Ребенок учится вычленять главное, «сворачивать» большие объемы учебного материала в компактные схемы, контролировать качество и правильность выполняемой работы.

Упражнение №1. (Умназия)

Задание: На уроке математики учительница Матильда Ильинична заметила, что Вася Пчёлкин витает в облаках и не слушает задание. Подойдя к его парте, Матильда Ильинична увидела, что Вася ещё и изрисовал свою тетрадь звёздами! Учительница сначала хотела поставить Пчёлкину двойку, но потом заметила, что в рисунках есть закономерность, и даже определила, как будут расположены звёзды на месте пропуска.

Посмотри на рисунок. Можешь ли ты догадаться, какую последовательность соблюдал Вася и какой из перечисленных вариантов он нарисует на месте пропуска?

Ответ:Посмотрим внимательнее, В 1-м и 2-м рядах убираем у первой картинки верхнюю правую звёздочку и получаем вторую картинку. Так же получаем третью.Значит, чтобы получить третью картинку в третьем ряду, надо убрать две правые верхние звёздочки. Получим рисунок А.

Упражнение №2.Задание: Посмотри на табличку и найди все слова, которые связаны с морем.

Упражнение №3.Задание: Такая игра называется судоку. Внимательно изучи картинку. У тебя есть четыре возможных героя. Расставь их в пустые клеточки поля так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце ни один герой не встречался дважды.

Упражнение №4. (Умназия)Задание: Кощей Бессмертович продолжает попытки уничтожить человечество. Сегодня он заколдовал некоторые слова, они разорвались на две части, и теперь их нельзя использовать!

Все ученики заняты склеиванием пар обратно.Посмотри на семь половинок слов. Можешь ли ты помочь ребятам склеить их так, чтобы получились осмысленные слова? Какая половинка останется лишней?

Упражнение №5.Внимательно посмотри на картинку. Найди недостающие элементы в блоке справа и закончи рисунок.

Упражнение №6.Задание: Мальчик Витя собрался на рыбалку. Но он не знает, что ему нужно взять на озеро, а что можно оставить дома. Помоги Вите собраться – найди предметы, которые не нужны на рыбалке.

Мы отлично позанимались!

Понравилось? Хотите еще? У нас вы найдете больше тысячи авторских упражнений, направленных на развитие навыка внимания. Выберите нужные задачи, сформируйте индивидуальную траекторию обучения и развивайтесь вместе с Умназией!

Попробуйте тренажер навыков бесплатно!

Мы предлагаем более 4 000 авторских задач по основным школьным предметам, вниманию и логике! Месяц в подарок!

получить бесплатно

Приемы повышения внимания

Мы убедились в том, что для дошкольников особое значение имеет развитие способности сосредоточиться. И родителям следует тренировать детей, используя ненавязчивую игровую форму. Выделим несколько хитростей и приемов, которые можно использовать.

  • Поддержание интереса. Используя игровые формы, можно добиться того, что ребенок будет заниматься с огромным удовольствием, и, соответственно, внимательно.
  • Придерживаться длительности занятий. Так, изучая с ребенком 4 лет цифры, нужно понимать, что малыш способен удерживать внимание не более 20 минут, поэтому лучше уложиться с учебным материалом в эти рамки.
  • Любимые персонажи и игрушки также помогут не утратить интерес, а потому – послушать и воспринять то, что сообщает родитель.
  • Показывать пример. Можно пояснить ребенку, что если он внимателен, старается выполнять задание родителей, то результат (например, башня из кубиков) получится гораздо лучше, чем если бы он работал не сосредоточившись, кое-как.
  • Чтение и внимание взаимосвязаны, поэтому для улучшения второго можно научить ребенка первому. Пока малыш только знакомится с буквами, мама может читать ему интересные сказки и истории. После обязательно нужно обсудить прочитанное, прося пересказать, задавая вопросы. Это поможет узнать, насколько кроха внимательно слушал.

Если малыш плохо сосредотачивается и очень далек от своей возрастной нормы, то возможно, у него неглубокое дыхание. Исправить ситуацию помогут надувание воздушных шаров, мыльные пузыри, игра на дудочке или свисток. Кроме того, исследования доказали, что для детей очень полезны прогулки на свежем воздухе, активные спортивные игры.

Зачем развивать внимание?

Особенности внимания у детей 3-7 лет

Недостаточно сформированный навык внимания влечет за собой появление рассеянности, забывчивости и неусидчивости. Рассеянность серьезно навредит ребенку в школе – ему будет трудно сосредоточиться на уроке, сконцентрироваться на решении задач и выделить время для подготовки домашнего задания. Также это скажется в будущем – во «взрослой» жизни человеку будет тяжело принимать самостоятельные решения и быть по-настоящему продуктивным.

Хотите избежать таких проблем – занимайтесь с ребенком и вместе с ним выполняйте специальные упражнения, тренирующие навык произвольного внимания.

Примеры простых игр

Существует огромное количество всевозможных игр и заданий, которые помогут малышу научиться сосредотачиваться, а также подарят хорошее настроение. Главное – проводить их в положительном ключе, у ребенка не должно возникать и мысли, что его чему-то учат. Лучше, если он будет уверен – мама и папа с ним играют.

Слуховое внимание

«Съедобное – несъедобное» – простая, но эффективная игра, в которую можно поиграть как с одним малышом, так и с несколькими. Мама бросает мячик, произнося название блюда, продукта или несъедобного предмета, например одежды. Ребенок внимательно слушает. Если он слышит название еды, то мячик ловит, если же звучит нечто, не имеющее отношения к кулинарии, то нужно отбить мяч.

Вариаций множество, поэтому когда ребенку надоели продукты и он заскучал, можно предложить немного другие игры.

  • «Летает – не летает». Мама называет животных и птиц, ребенок, когда слышит название птицы, поднимает руки, зверя – приседает. Со временем задание усложняется – взрослый называет животного и поднимает руки, ребенок же должен проявить внимание и присесть.
  • «Урожай». Мама читает какой-то рассказ, в который периодически будет вставлять слова «сливы» и «вишни», причем не всегда к месту. Ребенок должен, во-первых, расслышать сами слова-сигналы, а после – выполнить действие: при «сливах» подпрыгнуть, при «вишнях» – встать на одну ногу. Важная особенность – упражнение делается от простого к сложному: сначала при произнесении текста родитель выделяет голосом сигнальные слова, потом произносит их в обычном ритме, чтобы ребенок был более внимателен.
  • «Лови – не лови». Потребуется два небольших мячика – светлый и темный. Светлый ребенок должен ловить всегда, а темный – только тогда, когда мама кидает его молча. Если же при этом звучит команда «Лови», то ловить нельзя.
  • «Повтори ритм». Мама задает какой-либо несложный ритм, отбивая его ладонями, малыш должен повторить.
  • «Хлопки». Тоже интересное задание, уровень сложности которого можно варьировать в зависимости от подготовки ребенка. Мама дает установку: когда она хлопает 1 раз, ребенок встает на носочки, когда два раза – на пятки, когда три – приседает. Постепенно увеличивается скорость хлопков.

Все эти игры хороши тем, что не привязаны к конкретному месту, в них можно играть практически везде, при этом у ребенка не будет возникать ощущение, что его чему-то учат, ему будет весело и интересно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейный портал