Тип кисти для акварели

Качества хорошей кисти

Если вы не знаете, какие кисти для акварели лучше покупать, то помните, что это самостоятельный выбор каждого. Строгих указаний в этом деле нет. Часто кисточки для масла, акрила подходят и для акварельной живописи. Мы охарактеризуем эти инструменты художника в зависимости от того, какую задачу ими нужно выполнить. Чтобы понять, какие кисти для акварели лучше использовать, нужно знать их свойства.

Если вы начинающий художник, то вам не помешает узнать, из чего состоит этот инструмент. В него входит ручка, волосяной пучок и цоколь. Качество инструмента влияет на работу художника. Поэтому многие стараются узнать, какие кисти для акварели лучше покупать.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Чтобы удобно было в дальнейшем пользоваться кисточкой, обратите внимание на следующие моменты:

  • ручка инструмента должна быть гладкой текстуры;
  • длина должна быть удобной для держания в руке;
  • ручка должна плотно фиксироваться цоколем;
  • фиксация волосяного пучка нужна неподвижной.

А теперь поговорим о качестве кисточек в зависимости от волосяного пучка. Он может быть синтетическим и натуральным. Сразу нужно отметить, что синтетика хуже, чем натуральная шерсть. Но многие выбирают ее из-за низкой стоимости. А вот кисть с хорошим волосом и подходящая для акварели имеет следующие качества:

  • эластичная;
  • хорошо держит форму при намокании;
  • волоски не выпадают во время работы;
  • клей для скрепления шерсти не выходит за пределы цоколя.

Вот именно на эти признаки обращайте внимание, выбирая тот или иной вид кисти для акварели.

Кисти из козьей шерсти

Тип кисти для акварели

Самая важная часть кисточки — волосяной пучок. Мы уже сказали, что лучше выбирать натуральные кисти. Самой лучшей считается шерсть колонок, но такой инструмент очень дорогой. Его используют для работы настоящие художники-профессионалы. Неплохими характеристиками для рисования акварельными красками обладает ворс белки. О нем мы и расскажем подробнее.

Беличьи кисти считаются самыми мягкими и пластичными. Они делают сочные и яркие мазки. Такой инструмент прекрасно держит форму, хорошо впитывает влагу. Его легко помыть под водой. Соприкасаясь с бумагой, волоски держаться вместе и наносят четкую линию, без полосок.

Самая ценная кисть для мастера — выполненная из хвоста сибирской белочки. Именно в хвосте находятся самые длинные и качественные волоски. Шерсть белки хорошо удерживает влагу, поэтому позволяет выполнять кропотливую контурную работу. Чаще всего встречаются круглые беличьи инструменты, но иногда бывают острые и квадратные. Такие кисточки обязательно нужно мыть после работы, сушить и хранить в коробочке.

Чтобы сэкономить на цене, вы можете выбрать инструмент с ворсом козы. Они характеризуются длинным, мягким и упругим волосом, хорошо держащим краску и не оставляющим следов на поверхности. Для акварели такая кисточка очень подходит. Ею комфортно рисовать даже детям.

Аналогом натурального колонка считается синтетический инструмент. Параметры жесткости и эластичности у него те же, но цена демократичная. Синтетическая кисточка меньше наполняется водой и краской. Зато она рисует четкие и ровные линии. Чаще всего такие приспособления изготавливаются из нейлоновых волокон, но встречаются и полиэстерные.

Толщина волоска нейлоновой кисти 0,08 мм, что приближает его к щетине свиньи. Но она более мягкая и близка к колонку. Высоким качеством обладают японские кисточки. Их особенность в том, что каждый искусственный волосок не обрезан, а вытянут под определенным углом. Синтетические инструменты хороши тем, что волоски не так выпадают, не боятся кислоты, едких жидкостей, разбавителей.

Нужно отметить, что нейлоновые кисточки не совсем подходят для акварельной живописи. Для нее лучше использовать инструменты с полиэфирными волокнами, они более мягкие. Синтетические приспособления изнашиваются быстрее, нежели натуральные, но они дешевые. Их часто покупают детям для уроков рисования.

Все инструменты для акварели и других красок могут отличаться по форме шерсти:

  • Круглая щетина. Пригодна для рисования акварельной, гуашевой краской. Позволяет рисовать мелкие детали.
  • Плоские кисточки. Эластичные, закрашивают участки полотен с крупным планом изображения. Ими хорошо рисовать землю, траву, небо. Их цоколь на конце сплющивается и образует плоский пучок ворсинок. Художники любят им писать городские пейзажи.
  • Форма флейц. Это довольно широкая кисточка для нанесения больших мазков на картину. Для акварельных работ отлично подходит.
  • Шрифтовый инструмент. Круглая и очень длинная кисточка для нанесения тонких линий. Отлично подходят для графики.
  • Линейная кисть. Очень тоненькая, но с коротким ворсом.
  • Веерная форма. Само название говорит о себе. Она похожа на маленьких веер из ворсинок. Применяется для растяжки цвета и смягчения контраста контуров.

Конечный результат работы художника зависит от от правильно выбранного инструмента. Опытный живописец всегда справится с этой задачей. Он точно знает, какой кистью лучше рисовать акварелью.

Наиболее обстоятельно следует выбирать тоненькие кисти. Здесь важно хорошее производство и качество. Не советуем гнаться за дешевизной. Отдайте свое предпочтение не синтетическим, а натуральным материалам. Синтетический ворс может распушиться очень быстро. Встречаются тоненькие инструменты со средней длиной волосяного пучка и удлиненной.

Материалом, как вы поняли, исходя из названия, является беличий ворс. Такая кисть необычайно мягкая и нежная, не подвержена деформации и не теряет форму довольно продолжительное время. Для рисования акварелью это один из самых лучших вариантов. Она прекрасно наносит краску на такие поверхности, как фарфор, дерево, различные тонкие металлы.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Однако длительность жизни такой кисти будет крайне ограничена, если эксплуатировать ее не по назначению. В таком случае ворсинки начнут выпадать и целостность мазков кисточки нарушится, что приведет к неаккуратным рисункам на холсте, а самим инструментом станет неудобно работать. Тщательный и щепетильный уход за кистью из белки (не пересушивать, содержать в чистоте) обеспечит ее долговечность. Существуют круглые (3, 6), плоские (8, 10) и для батика (3).

Профессиональные кисти из белки

Кисти из пони

Обычные лошади имеют жесткие волосы, но у пони они более мягкие. Используется ворс из гривы и хвоста этих лошадок. Особенной ценностью обладает ворс шотландского пони. Такой волос имеет среднюю жесткость, почти мягкий. Отлично подходит для акварели. Такая кисточка имеет форму конуса. Ее рекомендуют начинающим художникам и даже ребятишкам в детских садах. Крепкий, толстый ворс пони надежный и долговечный.

Одной из лучших кистей для акварели является кисть из пони. Наиболее часто в таких инструментах применяется волос пони с территории Дальнего Востока (Китая, Японии). Эти кисти обладают удобной обтекаемой цилиндрической формой. Очень часто используются в различных художественных школах как инструмент для начинающих.

Кисти из пони

Кисть из колонка

Материал для изготовления – хвост колонка. Различают плоские и круглые разновидности кистей. Как инструменты, они универсальны: обладают непревзойденной упругостью, эластичностью, а также мягкостью. Спектр применения необычайно широк, практические все поверхности могут прекрасно взаимодействовать с ней.

Данный тип кисточек не сильно вбирает в себя влагу, к тому же очень упругий. В частности применяется для выведения тонких мазков на картине, поскольку не способен создавать большие водяные разводы. Используется как вспомогательное средство при щепетильной и скрупулезной отработке каких-либо деталей на холсте. Разновидности – для тонких деталей (1, 3, 4), для смачивания бумаги (7).

Кисти для акварели из колонка

Выбор кисточек для четких изображений, тонких деталей, завершающих элементов

картина получается не столь яркой и колоритной, поскольку качество мазков значительно ниже. Подходит для разнообразной работы с акварелью, ввиду того, что кончик кисти создан из пучков различного диаметра, создающих капиллярный эффект. Разновидности: флейц, веерная кисть, кошачий язык, такелажная кисть.

Синтетические кисти менее склонны к разрушению под воздействием разбавителей, красок, прямых солнечных лучей, насекомых. Но вот от механического воздействия ворсинки таких кистей быстро изнашиваются и становятся мягкими. Стоят они недорого, поэтому художники предпочитают покупать синтетику в большом количестве.

Синтетические кисти из нейлона

Круглые

Универсальный аксессуар с закругленным кончиком. Позволяет создавать широкий спектр мазков и эффектов, хорошо держит воду, впитывает краску и моется. Диаметр и размер кистей зависит от цели, которую преследует художник. Они бывают нескольких типов.

Какие кисти нужны для рисования акварелью?

круглые

Кисть из щетины

Профессиональные кисти из щетины

Чем рисовать объемные пятна и первоначальные слои?

Кисти с меньшим объемом ворса подходят для прорисовки основной части картины. Сюда включаются деревья, листья, дальние пейзажи, кроны растений, вода, поля, гора, объекты архитектуры, дальние предметы. Такую работу лучше проводить кисточками с небольшим объемом ворса. Советуем воспользоваться колонковым инструментом. Он дорогой, но долговечный.

Качественную кисточку можно определить по тому, как она складывается конусом при намокании. Кистями нового поколения считается имитация под белку. Это не подделка, а хорошее приспособление с более упругим и хорошо сохраняющим форму мазка ворсом. Сейчас в продаже можно встретить имитацию колонка. Это еще более выигрышный вариант. Не только натуральные материалы и имитации подходят для этого этапа работы, можете использовать также кисточки из синтетики среднего размера.

Неожиданные решения для акварельной живописи

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Тот, кто часто практикует работу с акварелью, знает, что, кроме кисточек с ворсом, можно использовать другие профили. Некоторые предпочитают рисовать бамбуковыми перьями, брашпенами, силиконовыми приспособлениями, имитацией щетины, трафаретными инструментами. Например, жесткая щетина дает возможность создавать пейзажи, изображать бескрайнюю даль полей. Прежде чем приступить к работе такой кистью, лист смачивают водой, а потом наносят пигмент.

Как пользоваться кистью для акварели с резервуаром для воды?

Вы слышали о водных кистях для рисования? Это еще одна современная разработка. Их не нужно ополаскивать в баночке. Некоторым знакома кисть для акварели с резервуаром для воды «Леонардо». Кстати, можно наполнять резервуар даже жидкой акварелью. Эта разработка просто уникальная. подобная кисточка состоит из пучка ворса и контейнера для воды. Эти две части инструмента соединяет резьба. Специальной кнопкой на резервуаре контролируется подача воды к ворсу.

Во время работы жидкость постоянно поступает на волоски и не дает ворсу высохнуть. Водяные кисти сегодня выпускаются различными брендами, но принцип работы их одинаков. Нажатие на резервуар с разной силой позволяет регулировать поступление воды. С такой кисточкой можно заняться любимым делом в поездке, кафе. Баночка с водой уже не нужна.

Пользоваться такой кистью очень просто. Можно рисовать и вообще забыть о том, что в ручке находится вода. Для более сильного размывания краски стоит нажать на контейнер с большей силой.

Тип кисти для акварели

Промышленная водяная кисточка выполняется из синтетической щетины. В продаже они не всегда присутствуют, их стоимость — от 6 до 9 долларов (393 — 590 руб.). А вот некоторые художники умудряются сделать такой водяной инструмент самостоятельно. Для этого они используют небольшой пластиковый тюбик. С него срезают наполовину носик и надевают поверх цоколь с ворсом. Вот такое хитрое приспособление, позволяющее воде постепенно поступать к ворсинкам.

Рекомендации начинающим художникам

Если вы пришли в магазин и не знаете, какую кисть выбрать, обратите внимание на следующие нюансы:

  • Проверьте, не шатается ли обойма на ручке, не прокручивается ли шов.
  • Слегка проведите по кончику кисти, если выпадет хоть один волосок, значит инструмент некачественный.
  • Если намочить кончик кисти, то кончик должен быть очень ровным, без растопыренных волосков.
  • Хорошая кисть должна быть с деревянной ручкой. Чаще всего для изготовления используется буковая и березовая древесина.

В магазине не всегда есть возможность попробовать все виды кистей. Как же быть в таком случае начинающим художникам или родителям детей? Мы можем порекомендовать вам следующие варианты. Попросите у продавца круглые кисточки из белки № 3 и № 6. Для более профессиональных работ можно взять круглый колонок № 1 и № 4.

Особенности

Акварель является неагрессивным красителем, потому ограничений по материалу ворса здесь нет – использоваться может как натуральная шерсть или щетина, так и синтетические материалы. Более того, в арсенале профессионала должно найтись место кистям всех типов жесткости, однако новичкам не следует приобретать сразу целый набор, ведь это только запутает и усложнит выбор.

Следует отметить, что акварель предполагает огромное (по сравнению с другими техниками рисования) количество воды, потому выбираемый материал должен хорошо удерживать влагу.

Разновидности

Кисти для акварели одинаковыми могут показаться только стопроцентному новичку, тогда как профессионалы выделяют ряд разновидностей такого художественного инструмента. Классификация осуществляется по ряду параметров, каждый из которых имеет значение.

Первый фактор – это материал. Идеалом для художника по праву считается акварельная кисть из собольего волоса, которая отличается высокой гигроскопичностью и долговечностью, однако и стоить такое приобретение будет очень много. Среди других материалов натурального происхождения выделяют кисти с ворсом из козы, белки, верблюда или быка, но они уже не настолько качественны.

Синтетика и вовсе профессионалам кажется плохим вариантом, однако подобные кисти стоят недорого, потому пользуются широким спросом несведущих людей. Новичкам нередко советуют брать либо недорогой натуральный материал, либо сочетание синтетики с шерстью.

Кроме того, художественные инструменты классифицируются еще и по форме ворса. В частности, широкие кисти хорошо подходят для закраски больших площадей, тонкие – для прорисовывания мелких деталей, плоские – для мягкой лессировки, то есть нанесения прозрачного верхнего слоя поверх нижнего. Есть и более необычные кисти: такелажные или каллиграфические. У каждой из них – узкое назначение, которое пригодится профессиональному художнику, но не новичку.

В последнее время большую популярность приобрели особые ручки-кисточки, которые напоминают обыкновенную ручку, но пишут акварельной краской. Краска в них обычно довольно сухая, потому рисовать нужно по мокрой поверхности, однако для увлажнения холста придумана и специальная водяная кисть, также созданная по принципу ручки.

Производители

Настоящие профессионалы со знанием дела могут рассказать о преимуществах тех или иных кисточек от разных производителей, однако этот момент в большей степени относится к личным предпочтениям, нежели к объективным факторам.

Наибольшее распространение в нашей стране прогнозируемо получили кисти отечественного производства. Как правило, их выделяет среднее качество, но при этом сравнительно невысокая стоимость, что делает их идеальным выбором для всех, кто учится или даже просто пробует себя в акварельном творчестве.

Зарубежные кисти, продаваемые в нашей стране, обычно считаются достоянием исключительно профессионалов, поскольку стоят немало, но и качество обеспечивают отличное. Производители таких кистей – американские, европейские или японские компании, хорошо известные в узких творческих кругах. Здесь выбор предельно многообразен, но выделить можно продукцию брендов Da Vinci и Pinax.

Обзор производителей не будет полным, если оставить без внимания китайские кисти, однако для серьезных нужд такую продукцию лучше не покупать. Нельзя однозначно утверждать, что в Поднебесной вовсе не умеют делать такой товар, однако его приобретение предполагает существенный риск, потому что изделие может не оправдать вложенных в себя средств, даже если они были небольшими. Китайские инструменты пока что покупают именно из-за их дешевизны, но с таким подходом хорошо рисовать не научишься.

Какие выбрать?

Нет какого-то однозначного совета по поводу того, как покупать акварельные кисти, – разные их виды подходят для разных техник. Можно дать лишь несколько общих рекомендаций, которые, возможно, несколько сузят огромный ассортимент выбора и помогут подобрать что-то такое, что подошло бы хоть относительно.

  • Новичку стоит начать с небольшого набора, состоящего из 3-5 кистей. Пожалуй, гнаться стоит не за разнообразием материалов ворса, а за разнообразием размеров, поскольку в арсенале должны найтись инструменты и для быстрого закрашивания площадей, и для мелких деталей. На втором месте среди критериев выбора набора должна быть заметная разница формы ворса, однако не следует думать, что разница размеров и формы – взаимозаменяемые критерии.
  • Для тех, кто планирует рисовать в технике «алла прима» по мокрой бумаге, очень полезной станет большая кисть, при помощи которой краску не будут наносить вовсе: она предназначена для смачивания основы.
  • Для лессировки, суть которой состоит в перекрытии нижнего яркого слоя воздушным верхним, больше подойдет кисть с тонким ворсом, способная захватывать небольшое количество краски и чувствовать разницу в степени нажатия.
  • Для тех, кто хочет создавать акварельные рисунки, в том числе рисовать пейзажи с натуры, но ленится возиться с настоящей акварелью, созданы специальные кисти-ручки с резервуаром для воды. Хранить и переносить такое хозяйство намного проще, а результат в умелых руках получается не хуже.

Советы по уходу и использованию

Акварель сравнительно бережно относится к кистям, и все же их необходимо тщательно промывать после каждого сеанса рисования. К счастью, из-за водной природы таких красок мытье инструментов не представляет сложности – достаточно поместить их под струю проточной воды.

После того как кисти вымыты, их нужно высушить, по возможности обеспечивая правильное положение ворса в процессе сушки. Если пренебречь этим правилом, ворс быстро растреплется и потеряет форму, и тогда ни о каком продуктивном использовании по назначению не может быть и речи.

Именно забота о сохранности ворса, включая и поддержание его правильной формы, является главной задачей художника. Недопустимо ставить кисть в стакан ворсом вниз вне зависимости от того, происходит это в процессе рисования или уже после сеанса. Такое отношение к ворсу приведет к тому, что он изогнется и примет деформированные очертания, в результате чего использовать его для дальнейших упражнений будет нельзя.

Старые кисти, которые все же пришли в негодность, не следует немедленно выбрасывать – им можно придумать новое применение. Например, можно использовать их для смешивания цветов на палитре или смачивания холста водой.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

О том, какие кисти выбрать для аварели, смотрите в следующем видео.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейный портал