Закономерности воспитания подласый

Роль коллектива в развитии и формировании личности.

Умственное
воспитание направлено на формирование культуры интеллектуальной
деятельности, познавательных мотивов, умственных сил, мировоззрения и
интеллектуальной свободы личности, способности мыслить, самостоятельно делать
умозаключения.

Физическое
воспитание способствует формированию у воспитанников установки на здоровый
образ жизни, ценностного отношения к своему здоровью, потребности в физических
занятиях и умений их организовать с пользой для своего здоровья,
работоспособности, внешнего вида.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Трудовое
воспитание обеспечивает формирование ценностного отношения к труду как к
способу самореализации личности в обществе и добыванию материальных средств,
необходимых для жизни, выработка трудовых навыков, умения и желания трудиться.

Нравственное
воспитание связано с формированием
нравственных качеств личности, соответствующих требованиям общественной морали,
способности человека следовать социокультурным нормам деятельности, поведения,
отношений.

Цель эстетического
воспитания состоит в выработке у воспитанников способности воспринимать,
правильно понимать, ценить и создавать прекрасное
в жизни и искусстве.

Направления воспитательного процесса разнообразны, они отвечают потребностям
общества к подготовке новых граждан к решению актуальных проблем современного
мира.

Глобальные экологические проблемы, с которыми человечество столкнулось в конце
XX — XXI  в. обусловило необходимость
экологического воспитания, целью которого являются является формирование
знаний о
природе
и ответственного отношения к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой
ценности .

Одним
из важных направлений воспитания в современных социально-экономических условиях
становится  формирование экономической культуры
—  выработка представления об экономических закономерностях развития
общества и воспитание качеств личности, необходимых ей в
производственно-экономической деятельности.

В условиях глобализации, международного сотрудничества и разнообразия
политических партий и движений возрастает актуальность формирования таких
качеств как политического сознания, интернационализма, толерантности,
патриотизма. Политическое сознание отражает отношения между
государствами, нациями, партиями, и умений разбираться в них с
духовно-нравственных и этических позиций.

Интернационализмом
— это международная солидарность людей различных наций и рас, основа их
взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей,
знаний и технологий. Толерантность — терпимость к представителям иной
культуры, расы, национальности, к людям других политических, религиозных и
прочих убеждений. Патриотизм — любовь к своей родине, готовность
пожертвовать ради неё чем-либо значимым для себя.

При сравнении
воспитательного процесса с учебным выделяются как общие для обоих процессов
свойства, так и такие, в который проявляется специфика воспитательного процесса.

К общим свойствам
относятся: целенаправленность, двусторонний характер, управляемость, отражение в
процессе и результате общественных ценностей, единство целей, задач, содержания,
форм и методов.

Наверх

Современный воспитательный процесс характеризуется единством целей,
сотрудничеством при их достижении.

Процесс
воспитания — процесс многофакторный, комплексный, отличающийся длительностью, а
также вариативностью и неопределенностью результатов.

Воспитательный процесс, как и процесс обучения, имеет двусторонний характер.
Он идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к
воспитателю. Если в учебном процессе двусторонность проявляется во взаимосвязи
преподавание и учения, то воспитательный процесс представляет собой взаимосвязь
воспитания и самовоспитания.

Самовоспитание – это
процесс целенаправленного формирования требуемых качеств личности, протекающий
под управлением самой личности. Самовоспитание сопутствует воспитанию и
одновременно является его результатом.

Диалектика воспитательного процесса выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности,
изменчивости. Она раскрывается в его противоречиях (внутренних и
внешних).

Рис. 5.3. Противоречия воспитательного процесса

Закономерности воспитания подласый

Одним из
основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления
личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и
возможностями их удовлетворения. Возникающее при этом «рассогласование»
побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания,
усваивать нормы и правила, формы поведения.

Внешние
противоречия проявляются между требованиями окружающего мира и возможностями
личности им соответствовать. Внешние противоречия
также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного
процесса. Весьма неблагоприятно, например, влияют противоречия между школой и
семьей, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов.

Противоречие между словом и делом нередко становится причиной многих затруднений
и недостатков в воспитании; так же как и преобладание словесных методов
воспитания и относительной их обособленности от практического поведения
личности. Особенно внимательно педагогам надо относиться к противоречию между
внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников.

Логика
воспитательного процесса подчинена закономерностям формирования и развития
личности. Она определяется тем, что формирование у человека требуемых качеств
возможно лишь при определённой последовательности этапов, действий, операций,
при определённом сочетании способов педагогического воздействия и взаимодействия
личности с другими людьми и т.д.

Наличие у
воспитательного процесса определённой логики позволяет выделить в нём некоторые
системы, имеющие такую структуру, которая соответствует данной логике. Иначе
говоря, логика воспитательного процесса отражается в тех или иных его
системах и структурах.

На следующем рисунке
приведены такие примеры проявления логики воспитательного процесса в различных
его структурах.

Закономерности воспитания подласый

Рис. 5.4. Примеры проявления логики воспитательного
процесса в различных его структурах 

Прокомментируем некоторые примеры.

По
целевому критерию структура воспитательного процесса состоит из задач. Эта
структура имеет несколько иерархических уровней, поскольку общие и долгосрочные
задачи конкретизируются в более частных. При этом задачи воспитания ставятся
исходя из требований общества, из местных условий, учитывается возраст и уровень
личностного развития воспитанников.

Логика
усвоения воспитанником нравственных норм отражается в главных стадиях
воспитательного процесса, которые  образуют следующую структуру: 1)
осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения; 2) знания должны
перейти в убеждения; 3) воспитание чувств; 4) деятельность и поведение,
соответствующие требованиям общества и культурным нормам.

Логика
связи и зависимости между компонентами определяется структурой, которая
включает: 1) проектирование; 2) организацию деятельности; 3) регулирование
межличностного общения и его коррекция; 4) контроль и подведение итогов.

Логика
деятельности педагога-воспитателя заключена в последовательности педагогических
действий: 1) ознакомление с общими нормами и требованиями; 2) формирование
отношений; 3) формирование взглядов и убеждений; 4) формирование общей
направленности личности.

Основной закономерностью осуществления воспитательного процесса является воспитание ребенка в коллективе и через коллектив. В связи с этим в педагогической теории значительное внимание уделяется разработке вопросов коллективного воспитания.

Воспитательный коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанниками в семье, в спонтанном, неорганизованном общении со сверстниками, через средства массовой информации, чтение книг и т.д. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами.

Закономерности воспитания подласый

Коллектив открывает возможности накопления опыта общественного поведения в разнообразных позициях: в позиции руководства и активной деятельности, в позиции подчинения другим мнениям и воздействиям, в позиции активного противопоставления своих мнений и действий. В конечном итоге это должно обеспечить формирование таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, справедливость.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Вне коллектива не могут формироваться такие важные для личностного развития ребенка качества, как адекватная самооценка, уровень притязаний, самоуважение, чувство собственного достоинства.

Развитие теории коллектива в педагогике.

Еще в 18 веке о необходимости организации детских воспитательных коллективов говорил швейцарский педагог И.Г. Песталоцци. Эту задачу он решал практически, когда создавал детские приюты (для детей-сирот, потерявших родителей в годы социальных беспорядков, потрясавших Западную Европу в этот период) и строил воспитание в них по типу семейного коллектива, в котором старшие заботились о младших, царили благожелательные отношения и трудовая атмосфера.

Теоретические основы проблемы коллективного воспитания одним из первых стал разрабатывать основоположник так называемой «школы действия» в Германии Вильгельм Лай [1862 — 1926]. Он указывал на то, что дети гораздо легче приучаются соблюдать правила и нормы поведения в процессе коллективной деятельности и сделал выводы о необходимости создания воспитательных детских объединений.

«Основной педагогический принцип действия, — писал В. Лай, — с необходимостью заключает в себе принцип общественного действия, трудового объединения. И в самом деле, воспитание путем коллектива и для коллектива мы встречаем во все времена: у египтян, у спартанцев, в замках средневековья, в филантропинах эпохи Просвещения…» [Лай В.А. Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры..

С начала 20-х годов CC века проблема развития и формирования коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук. Интерес к коллективу, его роли в обществе сформировался во многих гуманитарных науках. Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности.

Социальная психология изучает закономерности коллективообразования, взаимоотношения коллектива и личности на психологическом уровне. Юриспруденция и ее отрасль криминалистика рассматривают коллектив как одну из разновидностей социальных групп с позиции среды, которая препятствует формированию мотивов и условий отступления от норм общественной жизни.

Закономерности воспитания подласый

Педагогика изучает вопросы создания коллектива, использования его возможностей для всестороннего развития личности в процессе обучения и воспитания.

Педагогические основы организации и воспитания детского коллектива по большому счету были разработаны советскими педагогами. Необходимость коллективного воспитания они связывали прежде всего с реализацией целевых установок социалистического общества по формированию у людей коллективистских качеств, умений сочетать общественные интересы с личными.

Разрабатывали теорию коллектива такие известные советские педагоги, как Н.К. Крупская, С.А. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.

Н.К. Крупская в своих статьях [Крупская Н.К. Пед. соч.: В 10 т. Т. 3. – М., 1959] рассматривала коллектив как среду развития ребенка, придавала большое значение организационному единству детей, самоуправлению в детском коллективе. Ею были разработаны методические основы коллективного самоуправления в детских учебных заведениях.

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил С.Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность организации детского школьного коллектива и подтвердил его действенность как эффективной формы организации воспитанников, обусловливающей всестороннее развитие личности.

Особо весомый вклад в разработку теории коллектива внес А.С. Макаренко. Он одним из первых определил стройную концепцию воспитательного коллектива, выделил стадии его развития и разработал методики организации и формирования. Разработанные выдающимся советским педагогом система перспективных линий в организации детского коллектива, методика параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и др. направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное (мажорное) самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах.

А.С. Макаренко подчеркивал, что коллектив – это действенный инструмент воспитания отдельной личности. Он считал, что нужно воспитывать целостный коллектив, т.е. построить такие формы воспитания, чтобы каждый был вынужден находиться в общем движении. Это не значит, что педагог недооценивал роль индивидуального подхода в воспитательном процессе.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Последовательное развитие идеи А.С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А. Сухомлинского. Он считал важнейшей задачей школы обеспечение творческого саморазвития личности в коллективе и строил целостный педагогический процесс как активное взаимодействие коллектива учащихся с педагогическим коллективом. В.А.

В последние десятилетия педагогические исследования направлены на выявление более эффективных форм организации воспитательных коллективов (Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик, О.С. Богданова, И.Б. Первин и др.); разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц и др.);

Современная концепция воспитательного коллектива (Т.А. Куракин, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик) рассматривает его как модель общества, отражающую не столько форму общественной организации, сколько те отношения, атмосферу, систему ценностей, которые в нем приняты.

Понятие о детском воспитательном коллективе.

Рис. 5.2. Идеал воспитания в разные эпохи

В современной
педагогике в качестве доминирующей цели выступает формирование цивилизованной
личности, сочетающей разностороннее развитие со способностью к социальной
адаптации. По словам Н.Е. Щурковой, «школьное воспитание, определив целью
”личность, способную строить жизнь, достойную Человека“, должно подготавливать
детей к выбору жизненной дороги в границах культуры, а не на уровне дикаря
конструировать индивидуальный вариант жизни».

Человек и общество в
целом может существовать только в условиях, пригодных для его жизни. Сохранение
таких условий на Земле в последние десятилетия оказалось под угрозой, поэтому
поддержание экологического равновесия – социально значимая задача.
Следовательно, социальная адаптация, сочетающая общественную полезность с личным
успехом человека в обществе, в наши дни дополняется обязательным требованием
бережного отношения к природе.

Под содержанием
воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт
личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в
соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое,
трудовое, нравственное, эстетическое воспитание обеспечивают комплексность
воспитывающих влияний на ребёнка и позволяют формировать всесторонне развитую
личность.

Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский язык означает «объединяю» (а латинское collectivus – собирательный).

На основе результатов собственного педагогических опыта А.С. Макаренко определил, что детский воспитательный коллектив – это высокоразвитая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. «Нельзя представить себе коллектив, — писал он, — если взять попросту сумму отдельных лиц.

Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» [Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т. 5. – М.,1958. – С.229].

Объединенные единством общественно значимой цели и деятельности, члены детского коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Воспитательный коллектив имеет свои органы управления, которые избираются коллегиально.

— наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;

— систематическое включение детей в разнообразную социальную деятельность;

— соответствующая организация совместной деятельности;

— систематическая практическая связь детского коллектива с обществом.

Значимы такие признаки коллектива, как наличие стабильного численного состава, традиций и увлекательных перспектив жизнедеятельности, взаимопомощи и доверия, требовательности членов коллектива друг к другу, развитых критики и самокритики, сознательной дисциплины и т.д.

Закономерности воспитания подласый

А.С. Макаренко к отличительным признакам детского воспитательного коллектива относил мажор (постоянную бодрость, энергичность детей, их готовность к действию); ощущение каждым членом коллектива его ценности, гордости за свой коллектив – наличие коллективного достоинства; дружеское единение членов коллектива, наличие положительных межличностных отношений, определяющих у каждого чувство личностной защищенности в коллективе; активность в коллективе каждого и в то же время привычка к сдержанности в эмоции, в слове, в движении.

Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, не возникают автоматически в только что созданных детских группах.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

— организационную (детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельности);

— воспитательную (он становится носителем нравственных убеждений);

— функции стимулирования (коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения), объединения (консолидации) и регулирования.

Как организованное объединение учащихся коллектив формируется постепенно, в результате специальных усилий педагогов. А.С. Макаренко подчеркивал, что создать здоровый и сплоченный детский коллектив – дело весьма сложное, требующее продолжительного времени и знаний о структуре высокоразвитой группы детей, о методике формирования коллективистских отношений.

Структура детского воспитательного коллектива.

Закономерности воспитания подласый

Для практической работы в школе большое значение имеет вопрос о структуре коллектива и его органов. Существует общешкольный коллектив, оптимальный количественный состав которого должен быть не более 500 учащихся. Значение общешкольного коллектива велико, но он не оказывает непосредственное воздействие на каждого воспитанника в отдельности.

Первичные воспитательные коллективы существуют постоянные и временные.

— организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (школьный класс, пионерский отряд и т.п.);

— организованные на основе какого-то одного вида деятельности, к которой учащиеся имеют склонности, выбирают ее добровольно (кружки по интересам, предметные кружки, клубы, спортивные секции и т.д.);

— основанные на игре, либо каком-то другом виде деятельности по месту жительства (детские комнаты, дворовые футбольные команды и т.п.).

По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными. Ребенок может быть членом сразу нескольких первичных коллективов. Важно, чтобы их сочетание содействовало решению задачи гармоничного и всестороннего развития личности воспитанника.

Первичный коллектив в свою очередь имеет собственную внутреннюю структуру. Успешное функционирование детского воспитательного коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность детей по достижению общественно значимых целей. Главным органом детского коллектива является общее собрание воспитанников.

Для решения оперативных задач в коллективе формируется актив. Он, как правило, состоит из старосты (класса, отряда, бригады), из ответственных за разнообразные поручения (физорги, звеньевые, члены редколлегии и т.д.). Им первичный коллектив поручает планирование, распределение поручений, проверку их исполнения и другие функции управления. Актив является органом ученического самоуправления, наличие и функционирование которого во многом определяет уровень развития коллектива.

В число активистов подбираются наиболее деятельные и пользующиеся уважением сверстников школьники. Обычно актив избирают сами учащиеся. Естественно, что и педагог не может стоять в стороне при выборе и определении актива, поэтому он обязан изучать деловые и личные качества воспитанников и их положение в коллективе, чтобы предотвратить появление коллективных лидеров с отрицательной общественной направленностью.

Закономерности воспитания подласый

В последнее время в теории и методике работы по формированию детского воспитательного коллектива в его структуре стали выделять так называемые малые группы (иногда их называют неформальными), в которых отношения учащихся носят эмоционально-психологический характер, то есть развиваются на основе личных симпатий, предрасположенности друг к другу.

Эти микрогруппы могут занимать в коллективе различное положение: лидирующее, ситуативно лидирующее, обособившееся; положение группы, замкнувшейся, отделившейся от коллектива по своим личным интересам. Задача педагога состоит не в борьбе с неформальными группами (их существование обусловлено самой жизнью и не всегда противоречит требованиям коллектива), а в объединении всех микрогрупп на основе общих интересов, в создании здорового общественного мнения, положительных межличностных отношений.

Особенно устойчивый характер неформальные группы приобретают в подростковых классных коллективах. Это связано с усиливающимся в этом возрасте стремлением к самопознанию и самоопределению. В тех случаях, когда неформальные группы являются носителями позитивных социальных ценностей, когда их авторитет не противоречит жизни здорового коллектива, они обогащают процесс социального развития личности, дополняя и углубляя влияние коллектива.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Могут возникать ситуации, когда влияние микрогруппы разрушает коллективистские отношения. При этом процесс социального развития членов коллектива (особенно из неформальных групп) затрудняется, требуются дополнительные усилия коллектива, педагогов по преодолению сложившейся ситуации. Классный коллектив является нередко важнейшим средством, которое может уберечь личность от воздействия негативных неформальных групп.

Динамика, этапы и уровни развития детского воспитательного коллектива.

Коллектив как специально организованное объединение, высокоразвитая группа учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет его существенных признаков. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Подробную технологию поэтапного формирования коллектива содержит методика, созданная А.С. Макаренко.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).

Первая стадия (этап) – становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива – педагог, он организовывает жизнь и деятельность группы, объясняя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, ясные по смыслу и содержанию, решительные требования. Актив только выявляется и определяется, уровень самостоятельности членов коллектива очень низкий. Преобладают развивающиеся личностные отношения, они еще неустойчивы, нередко конфликтны. Субъект воспитания на этом этапе – учитель.

А.Н. Лутошкин образно называет детскую группу на этой стадии «песчаной россыпью», «мягкой глиной».

Закономерности воспитания подласый

Вторая стадия характеризуется тем, что требования педагога поддерживаются активом, эта наиболее сознательная часть группы предъявляет их товарищам, требования педагога становятся опосредованными. Второй этап – это переход воспитанников к самоуправлению. Для второй стадии формирования коллектива характерна стабилизация его структуры.

Коллектив уже выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от свои членов определенных норм поведения, при этом круг требований расширяется. На второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

— между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований;

— между общими и индивидуальными перспективами;

— между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе;

— между отдельными группами учеников с разными ценностными ориентациями и т.д.

По А.Н. Лутошкину, этот период в развитии коллектива можно определить как «мерцающий маяк».

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. В эти периоды большая часть членов детской группы предъявляет требования к себе и товарищам и помогает педагогам корректировать развитие каждого в отдельности. Требования коллектив предъявляет в форме общественного мнения. Общественное коллективное мнение – совокупность оценочных суждений, выражающих отношение коллектива (или большей его части) к событиям и явлениям в жизни общества и данного коллектива. Появление способности к формированию общественного мнения свидетельствует о высоком уровне развития группы, превращения ее в коллектив.

А.Н. Лутошкин назвал коллектив на этих этапах развития «алый парус», «горящий факел», так как его деятельность направлена на достижение общественно значимой цели. В нем формируются гуманистические взаимоотношения, вырабатываются социально значимые общие ценности и традиции, складывается благоприятный социально-психологический климат, присутствуют полная самоуправляемость и самоуправление. Субъект воспитания на этих этапах – сама личность.

Педагог совместно с активом, опираясь на общественное мнение детского коллектива, поддерживает, сохраняет и стимулирует потребность в самовоспитании и самосовершенствовании у каждого члена коллектива. Учителю на этом этапе следует отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу принцип параллельного действия (А..С. Макаренко).

Сущность этого принципа заключается в том, что воспитательное воздействие на школьника осуществляется не непосредственно, а апосредованно, через общественное мнение, через друзей, сверстников, через первичный коллектив. Каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием по крайней мере трех сил – воспитателя, актива и всего коллектива.

В сочинениях А.С. Макаренко можно найти много примеров успешного осуществления принципа параллельного действия. Так, он никогда не искал конкретных виновников дисциплинарных нарушений, предоставляя право разбираться с проступком самому коллективу, лишь исподволь направляя действия актива. Однако педагог предупреждал, что пользоваться данным принципом в таких ситуациях нужно умело и осторожно, так как коллектив может сурово наказать провинившихся, превысив меру наказания за какой-то незначительный проступок, что может нанести вред личностному развитию как провинившегося, так и тех, кто его наказывает.

Процесс развития коллектива не идет как плавный переход от одного этапа к другому. Возможны остановки и скачки в развитии, движение вспять. Между этапами нет четких границ: возможности для перехода к следующему этапу создаются в рамках предыдущего. Уже развитый коллектив не должен останавливаться в своем движении, которое обеспечивают новые цели, перспективы коллективной жизни.

А.С. Макаренко считал выбор цели важным моментом в обеспечении жизнедеятельности коллектива. Практическую цель, достижение которой способно увлечь всех, он называл перспективой. Педагог исходил из того, что «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость».

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

А.С. Макаренко разработал систему перспективных линий в методике формирования и воспитания коллектива. Он выделил близкую перспективу (воскресный поход, проведение коллективного творческого дела (КТД); высший уровень близкой перспективы – радость от общения и совместного труда).

Закономерности воспитания подласый

Средняя перспектива, по мнению А.С. Макаренко, заключается в проекте события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы необходимы некоторое время и определенные усилия (проведение предметных и досуговых вечеров, спортландий, трудовых дел, позволяющих на заработанные деньги приобрести необходимую коллективу вещь или отправиться в турпоездку и т.д.).

Далекая перспектива – это цель, отодвинутая на значительное время, наиболее социально значимая и требующая больших усилий для достижения. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Пример наиболее распространенной далекой перспективы – цель успешного окончания школы и правильного выбора профессии.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Знание сущности детского воспитательного коллектива, структуры и этапов развития позволяет определить основные условия для его формирования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейный портал